Важные периоды в развитии речи, или когда ребенок начинает говорить первые слова и предложения

Становление речи происходит с самого рождения. Сначала малыш плачет, потом гулит, лепечет. Затем он начинает говорить слогами. Его пассивный и активный словари постоянно пополняются.

Ребенок учится строить предложения, вести диалог. Благодаря речи человек социализируется. Каждый младенец развивается по-разному, но существуют определенные нормы, которым малыш должен соответствовать.

Все родители ждут момента когда ребенок начинает говорить, с большим нетерпением.

Во сколько месяцев малыши начинают говорить первые слова?

Груднички общаются со взрослыми при помощи мимики и крика. Так они выражают свое недовольство или радость. Становление речи начинается еще в период новорожденности, когда появляются первые вокализации.

При помощи растянутых звуков («у-у-у», «а-а-а» или «о-о-о») ребенок обращается к родителям, выражает свои потребности, эмоции. К пятимесячному возрасту возникает лепет.[ads-mob-1]

Малыш может произносить «да-да-да» или «на-на-на». К 9 месяцам появляются первые слова «ма-ма», «ба-ба», «па-па». Но ребенок произносит их случайно. Первые осознанные слова малыш начинает выговаривать к 12 месяцам. Их легко спутать с лепетом, из которого они появляются.

Но если внимательно понаблюдать за ребенком, то можно уловить разницу. Выговариваемые слова очень простые, не содержат ударный слог. Малыши стараются назвать важные для них вещи либо действия. Пассивный словарь каждый день пополняется.

Дети усваивают новую информацию с разной скоростью. Одни к году произносят несколько слов (например, «мама», «баба», «папа»), другие – около 15. Все это является вариантом нормы. В 12 месяцев малыш должен понимать, что говорят ему родители и произносить простые слова.

По мнению известного доктора Комаровского, то, во сколько ребенок начинает говорить, во многом зависит от родителей. Надо заметить, что активная речь формируется достаточно скачкообразно.

В годовалом возрасте ребенок усваивает 1-6 слов в месяц. Данный этап довольно долгий. Далее происходит скачок в развитии, активный словарный запас начинает стремительно пополняться. За неделю малыш усваивает около 12 новых названий вещей, действий или животных.

Спустя время происходит новый скачок: ребенок начинает запоминать 10-12 слов в сутки. На этом этапе активный и пассивный словари уравниваются и пополняются одновременно.

Определенное влияние, по мнению педиатров и психологов, имеет половая принадлежность. Так, девочки развиваются и начинают говорить быстрее мальчиков.

В каком возрасте мальчики и девочки начинают разговаривать предложениями?

С 1,5-2-летнего возраста вместо привычного лепета малыш начинает выговаривать простые фразы. К этому времени в его словарном запасе насчитывается примерно 50-100 слов.

Ребенок пытается строить из них простые предложения. К трем годам лексикон составляет около 250-300 слов. Дети начинают использовать в своей речи не только имена существительные, но и глаголы.

Малыш стремится познавать окружающий мир. Поэтому он часто задает маме вопросы «когда?», «зачем?», «почему?». Ребенок уже хорошо произносит простые предложения, говорит на понятном для взрослых языке.

К концу трехлетнего возраста дети усваивают сложные грамматические формы и конструкции речи. Они уже являются полноценными собеседниками, применяют правильно согласованные фразы.

В норме ребенок трех лет должен обладать такими речевыми навыками:

  • выговаривать не менее 250 слов;
  • составлять короткий рассказ по картинке;
  • знать свой возраст, пол, имя и фамилию, выговаривать их;
  • применять в речи глаголы, предлоги и местоимения;
  • понимать суть сказок;
  • составлять сложноподчиненные предложения.

В каком возрасте ребенок начинает говорить предложениями, зависит от разных факторов:

  • когда малыш стал произносить первые слова;
  • как занимались с ним родители.

Ребенок не разговаривает в 3 года: норма или патология?

Не всегда становление речи проходит согласно нормам. Важно выяснить причину задержки развития. Родители, чьи дети молчат в три года, интересуются, это норма или патология. Комаровский отмечает, что, если ребенок в этом возрасте не произносит ни слова, то это повод для беспокойства. Если малыш к 3-4 годам не начнет говорить, то может возникнуть задержка психо-речевого развития.

Справиться с такой проблемой уже будет гораздо сложнее. В любом случае малыш к трем годам должен произносить осознанно слова и строить простые предложения. Молчаливость может быть спровоцирована физиологическими, социальными и психическими факторами.[ads-mob-2] [ads-pc-2]К физиологической группе относят:

  • инфицирование во время родов;
  • интоксикация медикаментозными средствами;
  • травма, полученная во время родоразрешения;
  • внутриутробная гипоксия;
  • недоношенность;
  • плохая наследственность;
  • нарушение слуха (глухота либо тугоухость);
  • гипотония мышц ротовой полости;
  • аномалии развития неба, губ и языка.

Социальными факторами задержки развития являются:

  • отсутствие родителей, неполная семья;
  • асоциальное поведение матери и (или) отца;
  • дефицит внимания родителей;
  • малыш растет в билингвальной семье;
  • неограниченный доступ ребенка к планшетам, компьютеру, телефону, телевизору.

К психологическим причинам молчаливости малыша в три года относят:

  • сильный испуг (ребенок может начать заикаться, замкнуться в себе);
  • неблагоприятная атмосфера в семье;
  • стресс;
  • недостаток общения;
  • отсутствие эмоционального контакта малыша с матерью или отцом;
  • гиперопека родителей;
  • применение насилия при попытках обучить ребенка разговаривать.

Задержка речевого развития может быть спровоцирована различными патологиями.

Молчаливость трехлетнего малыша вызывают такие нарушения нервной системы:

  • дизартрия;
  • моторная либо сенсорная алалия;
  • афазия.

Дизартрия

Под дизартрией медики понимают отклонение, которое связано с недостаточной подвижностью органов речи ребенка. У малыша наблюдаются затруднения при обучении чтению и письму. Дизартрия может быть спровоцирована гипоксией, родовой травмой, опухолью головного мозга, черепно-мозговой травмой, недоношенностью, перенесенными матерью тяжелыми заболеваниями.

Проявляется патология такими симптомами:

  • нарушение ритма дыхания;
  • атония лицевой мускулатуры;
  • гнусавый голос;
  • повышенное слюноотделение;
  • плохое произношение слов;
  • дрожащий язык;
  • нарушение мелкой и крупной моторики.

Афазия

Неврологическое нарушение, вследствие которого  ребенок не разговаривает по достижению трехлетнего возраста либо резко начинает молчать. К такому заболеванию обычно приводят черепно-мозговые травмы, воспалительные процессы в головном мозге, сосудистые нарушения.[ads-mob-1]

Алалия

При данном заболевании малыш начинает путать склонения по родам, окончания слов. При тяжелой форме такого отклонения ребенок замолкает. Развивается патология вследствие родовых травм, внутриутробного инфицирования, повреждения участков коры головного мозга, которые отвечают за становление речи.

Симптомами моторной алалии являются следующие:

  • малыш не идет на контакт с родителями;
  • младенец гиперактивный либо малоподвижный;
  • ребенок не владеет своими губами, языком;
  • все движения получаются неуклюжими;
  • малыш понимает речь взрослых, но сам говорить не может.

Существует также сенсорная алалия. Суть этого нарушения заключается в том, что ребенок не понимает, что говорят ему родители или воспринимает лишь отдельные слова.

Характеризуется алалия такими проявлениями:

  • соединение нескольких слов в одно;
  • низкий уровень интеллекта;
  • бессвязное и бессмысленное произношение отдельных слов, звуков.

Проблемы в становлении речи также наблюдаются у аутистов и даунов. При наличии синдрома Каннера малыш замкнут, не стремится общаться с другими людьми.

Проблемы с речевым развитием наблюдаются у детей с синдромом Дауна

Синдром Дауна – это генетическая аномалия. Ребенок, у которого есть такой диагноз, имеет проблемы в произношении звуков, правильности построения грамматических конструкций, достаточно поздно овладевает речью.

Родителям важно внимательно относиться к ребенку, следить за тем, когда и какие звуки и слова он начинает произносить. Важно обращаться к доктору при первых же признаках отставания в речевом развитии. Такая проблема сегодня встречается нередко. Симптомы нарушения проявляются еще с самого рождения.[ads-mob-2]

К признакам задержки становления речи относятся следующие:

[ads-pc-3]
  • младенец не произносит никаких звуков, мало гулит, лепечет;
  • годовалый малыш не выговаривает ни одного слова;
  • в 1,5 года ребенок не откликается на свое имя, не реагирует на просьбы родителей что-то взять или принести, не подражает речи взрослых;
  • в двухлетнем возрасте малыш не повторяет слова за родителями, не может составлять простые фразы;
  • в  2,5 года ребенок не знает части тела;
  • в трехлетнем возрасте малыш не способен составлять из нескольких слов предложение, не понимает суть простых рассказов.
Не считается нормой если малыш не разговаривает в 3 года, за исключением тех случаев, когда он имеет генетическую предрасположенность, определенные особенности развития ЦНС и головного мозга, которые не позволяют ему овладевать речью в срок.

Как помочь ребенку?

Если ребенок в три года не выговаривает ни слова, то родителям нужно помочь ему развить речевой навык. Первое, что стоит сделать, это полностью обследовать малыша. Необходимо показать его отоларингологу для оценки остроты слуха. Надо проверить сложные психофизиологические процессы.

Для этого следует посетить невролога. Также требуется проконсультироваться с детским психологом, логопедом, сурдологом. Только выявив в ходе обследования причину нарушения, можно будет предпринять правильные меры по становлению речи.

Важно создать благоприятные условия для развития ребенка:

  • наладить атмосферу в семье. Родителям не следует выяснять отношения при малыше;
  • уделять достаточное внимание ребенку;
  • больше общаться с малышом. Слушая маму и папу, он пополняет пассивный словарный запас и запоминает артикуляцию. Полезно задавать простые вопросы;
  • оберегать ребенка от переживаний, стресса.

При слабости мышц лица поможет специальный логопедический и общий массаж, артикуляционная гимнастика. Желательно, чтобы эти процедуры делал специалист. Дома родители могут использовать общеукрепляющие упражнения.

Хорошо тренируют мышцы рта вытягивание губ трубочкой, растягивание улыбки. Также полезно строить гримасы. Если плохо развита мелкая моторика, то родителям полезно будет проводить с ребенком развивающие занятия.

На пользу ребенку пойдут игры с кинетическим песком

Рекомендованы игры с кинетическим песком, перекладывание кубиков из одного ведра в другое, расчесывание и одевание куклы. Хорошо развивает мелкую моторику перелистывание страниц книги, разрывание бумажного листа, рисование, нанизывание бусин.

Можно выполнять массаж пальцев и ладоней. Его делают с использованием таких техник: поглаживание, растирание, разминание. Перед проведением сеанса необходимо смазать руки маслом или кремом. При нарушениях неврологического характера, возможно, придется пройти медикаментозное лечение, физиотерапию.

Восстанавливают функциональность нервной системы, стимулируют работу участков головного мозга отвечающих за речь, такие препараты:

  • Нейромультивит;
  • Кортексин;
  • Пантогам;
  • Энцефабол.

Также хорошо помогают медикаменты, содержащие йод и глицин. Назначать лечение должен только специалист.

Из физиотерапевтических процедур способствуют развитию речи:

  • магнитная терапия;
  • электростимуляция;
  • массаж.

Если причина плохо становления речи заключается в билингвальности семьи, то нужно начать разговаривать при малыше на одном языке. Если ребенок не общается из-за дефицита внимания, тогда родителям необходимо пересмотреть отношение к малышу. Им следует больше разговаривать с младенцем, играть с ним, проводить обучающие занятия.

Карточки Домана

В период бодрствования ребенку следует читать сказки и стишки, петь песни. Пополнить словарный запас можно используя карточки Домана. Некоторые специалисты рекомендуют для стимулирования развития речи завести домашнее животное. Ребенок будет интересоваться кошкой или собакой, пытаться с ней разговаривать.

Видео по теме

Во сколько дети начинают разговаривать? Ответ в видео:

Таким образом, вопрос, когда малыш начинает говорить, актуален для многих молодых родителей. Все мамы с нетерпением ждут, когда ребенок скажет первое слово. Но нужно понимать, что речь в своем становлении проходит ряд этапов.

То, как быстро младенец заговорит, зависит от родителей: как они занимаются с малышом, сколько внимания уделяют. В норме, уже к 12 месяцам ребенок выговаривает осознанно первое слово, а к трем годам начинает строить предложения.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.