Детский аутизм: что это за болезнь, как она проявляется и лечится?

О такой болезни, как аутизм, в обществе заговорили относительно недавно.

Аутизм: что это за болезнь, как с ней справиться, а главное — по каким признаками ее можно распознать? Ответы на эти и многие другие вопросы далее в материале.

Что это за болезнь?

Фото 2Аутизм является психическим расстройством, которое выявляется в основном у детей. Во взрослом возрасте патология диагностируется в крайне редких случаях.

Большая часть родителей слышат подобный диагноз, когда их ребенок находится в возрасте от трех до пяти лет. Именно в этот период симптомы максимально заметны, и их невозможно спутать с другими видами психических заболеваний.[ads-mob-1]

Хотя признаки начинают проявляться гораздо раньше указанного возраста. Существует множество определений, характеризующих аутизм. В переводе слово значит — «внутри себя». Большая часть специалистов признают патологию расстройством развития, характеризующимся максимальной погруженностью в собственный мир, а также выраженным дефицитом эмоций, интересов, социального взаимодействия и общения.

Со стороны может показаться, что внешний мир, со всеми его правилами и нормами, вообще не тревожит ребенка с подобным расстройством. Он живет в себе, и его это полностью устраивает, но вылечить патологию невозможно.

Мальчики страдают от патологического состояния гораздо чаще, чем девочки.

Врожденное или приобретенное заболевание?

Аутизм и причины, по которым он может возникать, пока не изучены до конца. На биологическом уровне патология развивается там, где есть какие-либо нарушения работы головного мозга. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными в очень раннем возрасте.

Фото 3Причины делят на несколько групп:

  1. сложное течение беременности (перенесенные инфекции, бесконтрольный прием некоторых медикаментов, сильный токсикоз и прочее);
  2. сбои на генетическом уровне;
  3. сложные роды, черепно-мозговая травма полученная малышом при рождении;
  4. негативное воздействие внешней среды (курение или алкоголизм мамы или папы, плохая экология, некачественные продукты питания и прочее);
  5. наследственный фактор. Если в семье уже есть аутист, риск рождения ребенка с подобным отклонением повышается в 3 раза.

Часто аутизм встречается у детей с такими врожденными заболеваниями, как ДЦП, фенилкетонурия и прочие. Однако, психическое расстройство в большинстве случаев возникает у абсолютно здоровых, с физической точки зрения малышей.[ads-mob-2]

Как проявляется болезнь у детей?

Признаки хорошо изучены и зависят они от возраста ребенка. Первые «звоночки» мама и папа могут заметить уже до 6 месяцев. По мере взросления симптоматика становится все более выраженной.

Симптомы раннего детского аутизма

Первые признаки проявления расстройства у ребенка до достижения им возраста 12 месяцев:

Фото 4

  • нет выраженной привязанности к матери. Здоровые дети во втором полугодии жизни начинают плакать, когда мама уходит, тянутся к ней на ручки, а также проявляют прочие признаки любви к ней;
  • малыш не смотрит в глаза членам семьи, крайне редко устремляет взгляд на лицо;
  • ребенок неулыбчивый;
  • в год кроха не говорит ни слогов, ни простых слов;
  • другие дети малыша не интересуют либо он их боится/проявляет агрессию;
  • раздражители (неяркий свет, негромкие звуки, различные движения) могут вызывать страх или прочие необычные реакции;
  • часто малыш отдает предпочтение только одной из своих игрушек, на другие не обращая внимания.

Если у ребенка имеется несколько признаков из перечисленных, это повод для консультации со специалистом, однако, это вовсе не значит, что аутизм точно присутствует. Диагноз ставит не один, а целая группа врачей, которая должна состоять из педиатра, психиатра и невролога.[ads-mob-1]

Признаки аутистического расстройства после года

Атипичное поведение в возрастной группе после года еще более заметно, разберем несколько важных аспектов:

[ads-pc-1]
  1. речь. Ребенок взрослеет, но его словарный запас остается скудным. В речи серьезно отстает от сверстников. Иногда малыш часами повторяет одно и то же слово или звук. В более старшем возрасте не способен поддерживать беседу;
  2. общение. Мимика и жесты отсутствуют, на имя почти не откликается, объятий не любит, зрительный контакт не поддерживает;
  3. эмоциональная сфера. Порог чувствительности занижен или завышен. Возможна беспричинная агрессия. Может работать только один из анализаторов (в какие-то моменты ребенок сосредоточен на зрительном восприятии, но будто не слышит, что происходит вокруг либо наоборот весь превращается «в слух»);
  4. обучение. Новые навыки осваивает с огромным трудом. Способность читать и писать может быть, как слабой, так и вообще отсутствовать. Иногда проявляется тяга к какому-либо одному виду деятельности — музыке, рисованию или прочему;
  5. поведение и социализация. Дети с синдромом не способны сочувствовать и сопереживать. Они не заводят друзей, а если это и случается, то теплые чувства проявляют только к кому-то одному. Проблемами не делятся даже с близкими. Заводят собственные ритуалы, например, берут одну и ту же игрушку, рисуют фломастером только определенного цвета или пр.

Является ли болезнь приговором?

Фото 5Один из основных вопросов, который интересуют родителей. По подсчетам экспертов, примерно треть людей с подобным расстройством страдает легкой формой патологии, при которой наблюдается частичная степень зависимости от родителей или других людей.

В этом случае во взрослом возрасте аутист может жить отдельно, работать, а также завести семью. Две трети страдают от более тяжелых форм, при которых зависимость полная, самостоятельная жизнь невозможна.

Формы и критерии постановки диагноза

Диагностика проводится группой врачей в присутствии родителей. Как правило, применяются специальные тесты, опрос мамы и папы. В ходе общения специалисты оценивают модель поведения, эмоциональную сферу, мыслительные функции ребенка и многое другое.

Существует несколько тестов диагностики аутизма. Одним из основных является исследование под названием CARS. На каждую группу параметров можно дать один из четырех ответов, который оценивается по критерию: от «нормально» до «значительно ненормально». По сумме балов и определяют тяжесть патологии.

Фото 6Параметры оценивания:

  • взаимодействие с социумом, навыки коммуникации;
  • имитация;
  • эмоциональный ответ;
  • владение телом, использование игрушек, степень активности;
  • реакция на изменения;
  • визуальные и слуховые анализы;
  • вкус, запах, осязание;
  • нервозность, чувство страха;
  • интеллект;
  • общее впечатление.

Чем более выражена степень отклонений от нормы наблюдается по всем параметрам, тем тяжелее степень аутизма присутствует у ребенка. Как правило, проводят не один, а сразу несколько тестов.

Если у группы наблюдателей есть сомнения или подозрения на наличие других заболеваний, могут назначаться дополнительные исследования: МРТ головного мозга, электроэнцефалограмма или прочие.

Специалисты предпочитают не называть аутизм болезнью, ведь его нельзя лечить медикаментозными или прочими методами. Его получается лишь корректировать, однако, признаки этого расстройства все равно остаются с человеком на всю жизнь.

Методы лечения и коррекции

Родителям важно понимать, что помочь аутисту могут только специально обученные люди — они окажут поддержку и взрослым, которые часто просто не знают, как вести себя с собственным ребенком. Главная задача специалистов и родителей сводится к коррекции имеющегося состояния.[ads-mob-2] [ads-pc-3]Основные виды методик:

  1. речевая терапия. Как правило, проводится вместе с логопедом, который помогает наладить навыки произношения, улучшить функции речи;
  2. самообслуживание. Цель — научить ребенка простым вещам: чистить зубы, умываться и т.д. (детям с расстройством крайне сложно понять необходимость таких манипуляций);
  3. создание комфортной среды. Крики, ссоры, смена обстановки и прочие подобные факторы должны быть исключены из жизни малыша. Эта задача ложится на плечи родителей;
  4. социализация. В ходе занятий деток знакомят с новыми людьми, рассказывают о правилах, установленных в обществе, учат взаимодействовать с окружающими и т.д.;
  5. развивающие занятия. Здесь ребят увлекают логическими задачами, головоломками и прочим. В процессе игры специалист старается максимально вывести пациента на контакт;
  6. физические нагрузки. Легкая физкультура полезна всем, поэтому ее также проводят.

Фото 7Перечисленные методики являются основными, кроме них существуют и альтернативные подходы к коррекции. Кроме того, в специальных школах и центрах к ребенку не будут относиться настороженно, ведь здесь они не отличаются от других, что крайне важно для его социализации.

Часто в дополнение назначаются медикаментозные средства для улучшения работы головного мозга, снятия агрессии или прочего.

Выбор лекарств зависит от результатов комплексного обследования ребенка.

Видео по теме

Видео о том, что такое аутизм и как проявляется болезнь у детей:

Основная задача родителей состоит в том, чтобы вовремя распознать черты аутизма у малыша. Чем раньше это происходит, и чем быстрее начинаются корректирующие мероприятия, тем выше шансы на нормальную и полноценную жизнь.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.