Как научить ребенка писать цифры — основные методы обучения
Одним из важных процессов подготовки к школе является обучение не только письму, но и математической грамоте. Как научить ребенка писать цифры?
Как организовать урок в интересной и игровой форме?
Если письменные занятия требуют наличия определенного места, то устные уроки математики можно проводить везде — на отдыхе, в транспорте, по дороге домой.
Методики обучения
[ads-pc-2]На данный момент существуют следующие методики:- Математические прописи (штриховки, прописи цифр и печатных геометрических фигур) — предназначены для совместной работы учителя и ученика. Состоят из отдельных разнообразных и веселых уроков, которые в игровой форме помогают освоить написание цифр от 0 до 9, начиная отдельными деталями и заканчивая целыми числами. Прописи различаются цветным и черно-белым исполнением, размерами клеток (мелкая и широкая), а также дополнительными заданиями и упражнениями на развитие логики, мышления, внимания и пояснениями для взрослых.
- Цифры по точкам — одна из наиболее популярных методов, позволяющая обучающемуся быстро и без усилий запомнить способ написания того или иного числа. Суть обучения заключается в том, что от взрослого требуется поставить точки или черточки по форме цифры, которые ребенок должен будет соединить между собой.
- Счетные палочки, спички, карандаши и другие элементы как нельзя лучше помогают малышам складывать очертания цифр.
Подготовка
Главное при обучении — осмысленность.
- Во-первых, до начала написания цифр родителям следует провести устные занятия. Графическое написание цифр не должно быть чем-то абстрактным. От ребенка требуется умение считать до 10, а также узнавать ту или иную цифру в напечатанном виде.
- Во-вторых, малыша следует ознакомить с клеткой. Для первого урока достаточно нарисовать небольшую клеточку на альбомном листе и показать ее центр, углы и стороны, а также научить дошкольника находить верхнюю и нижнюю границы, все стороны клетки и разделять ее на четыре равные части.
- В-третьих, приступать непосредственно к обучению следует после того, как ребенок самостоятельно сможет нарисовать все отдельные элементы цифры — палочки, овалы, полукруги и черточки.
Что должен уметь ребенок?
Малыш должен быть знаком с обведением контуров различных фигур и линий, уметь раскрашивать изображения и уверенно держать карандаши в руках.
Обучающийся должен без труда обводить намеченные пунктиром палочки и крючки.
Немаловажное значение имеет и правильно поставленная рука. Дошкольнику следует знать, как точно держать ручку и сидеть за столом.
Ребенок, у которого прекрасно развита мелкая моторика рук, с легкостью осваивает уроки письма. Отличными тренерами для пальчиков являются лепка из пластилина, полимерной глины, соленого теста и рисование в альбоме (начиная от обычных каракулей до осмысленных сюжетных рисунков).
Многие молодые мамы начинают скучать в декрете от череды однообразных дел. Как не сойти с ума в декрете? Выбирайте хобби и развивайтесь.
Как уложить ребенка спать за 5 минут? Полезные советы читайте тут.
Варианты поделок из спичечных коробков вы можете посмотреть по ссылке.
Обучение цифрам в игровой форме
Легкая, интересная и яркая обстановка позволяет малышу без особого труда запоминать цифры от 0 до 9 и схватывать на лету новый материал. Успехи обучению будут более ощутимыми, если взрослый не будет зацикливаться на самом занятии, а преподнесет изучаемую тему мимоходом.
После знакомства дошкольника с определенной цифрой, ее следует нарисовать в альбомном листе, лучше в увеличенном размере. При желании цифру можно раскрасить цветным карандашом. Далее приветствуются совместные фантазии малыша и взрослого.
Цифру можно слепить из пластилина, раскатать слоеное или любое другое тесто для выпечки, вырезать из нее требуемую циферку и запечь в духовке. Мама малыша может быть на 100% уверена в том, что ее сыночек или дочурка с огромным удовольствием не только съест собственноручно приготовленное число, но и на всю жизнь запомнит выпеченную циферку.
Для повторения пройденного материала прекрасно подойдут разноцветные кубики, карточки или кружочки с изображениями цифр. Взрослому следует показывать нужный элемент, а ребенок должен безошибочно угадывать требуемую цифру.
Малыши слову «надо» предпочитают «хочу», поэтому каждая новая цифра должна восприниматься с энтузиазмом. В противном случае у малыша возникнет отвращение к обучению, которое обязательно приведет к проблемам в школе.[ads-mob-1]
Изучение с помощью ассоциаций
Абстрактные цифры ничего не значат для ребенка, по этой причине зрительные представления как нельзя лучше помогают детям с легкостью запоминать те или иные числа. Например, мама малыша может сравнить цифру 2 с фигурой лебедя, 0 с буквой О или кругом, 8 — с матрешкой и т.д.
Различают несколько разновидностей ассоциативных методов:
- Метод вешалок помогает детишкам запоминать те или иные цифры, присваивая каждому числу зрительный образ или определенное слово (например, 1 — это спортсмен, 5 — образ школы, 15 — спортсмен, участвующий в школьных соревнованиях).
- Сравнение цифр с конкретным образом — 0 похож на мячик, солнышко, кружочек; 1 — это зубочистка, соломинка, фонарик и т.д.
- Метод О’Брайена — связь цифр с именами известных людей. Главный принцип ассоциации — это цифра — персона — действие. Например, 1 — это Агния Барто, 5 — это писательница, а уже число 15 — это человек, который сочиняет стихи.
- Рифмы — сочетания цифр с определенным созвучием слов или стишков.
В противном случае обучающийся запутается в большом количестве сложных для понимания техник запоминания образов.
Изучение цифр с помощью времени и календаря
Данный метод — разновидность ассоциативного метода: каждая циферка становится этаким напоминателем для ежедневных дел (например, семь — время пробуждения, девять — садик, три часа — чай с печеньем, пять — прогулка и т.д.).
Прекрасная замена часам — календарь с перемещающимся окошком. Любое предстоящее событие показывается малышу. Взрослому обязательно нужно предоставить обучающемуся самостоятельно управлять календарем.
Естественно, чем ярче разукрашен новый обучающийся материал, тем лучше запоминаются цифры. Более того, числа в календаре позволяют без особых трудностей обучать малышей счету до 31.
Для более интересного обучения взрослому желательно приготовить большие яркие часы с круглым циферблатом и разноцветными циферками. Вместо календаря можно вести ежедневник, придумать особую книгу записей или расписание.
Прописи
Математические прописи представляют собой не просто готовые контуры, необходимые для обведения.
Цель обучения — научить малыша соблюдать правильность наклона.
То есть цифру 1 нужно писать не вертикальной палочкой, а начинать ее с середины клеточки, вести наклонной линией в правый верхний уголок и плавно опускать в нижний центр.
Задания в прописях позволяют научить ребенка не только правильно писать цифры и закреплять навыки счета от 0 до 9, но и ориентироваться в листах в клеточку, развивать графические навыки, логическое мышление и зрительное восприятие. Регулярные письменные занятия помогают совершенствовать координацию движений руки и мелкую моторику.
Правила написания
Первые цифры должны быть показаны малышу на большом листе бумаги. Взрослому нужно набраться терпения и обстоятельно объяснить обучающемуся различные детали цифр (прямые и волнистые линии, овал, полукруг) и правила их написания: где нужно начинать линию, в каком направлении вести, когда следует отрывать ручку от листа и где заканчивать.
[ads-pc-4]Итак:- Цифру 1 — нужно начинать с центра клеточки, плавно вести в правый верхний угол и опустить в центр клеточки.
- Цифра 2 — начинается чуть ниже середины центра клетки. Точка ведется линией вверх и далее закругляется в верхнем правом углу клетки, ведется вниз с наклоном влево и заканчивается нижней волнистой линией.
- Цифра 3 — это две полуовальные линии. Ее нужно начинать с середины клеточки, вести с закруглением в правый верхний угол, опустить вниз чуть выше середины клетки и повторить овал, ведя в нижний левый угол.
- Цифра 4 — начинается с середины верхней клетки, прямой линией ведется вниз до середины, продолжается вправо, но не до конца, и заканчивается длинной палочкой, которую начинают от правого верхнего угла и заканчивают серединой клеточки.
- Цифра 5 — состоит из трех деталей: прямая линия от верхней середины клетки до ее центра, полукруг в правой стороне клеточки и заключительная верхняя волнистая линия, которая ведется слева направо.
- Цифра 6 — пишется одной сплошной линией, ручку не следует отрывать от листа бумаги. Цифру начинают с полуовала с правого верхнего угла клетки, ведут линию до низа, закругляют в окружность в нижней части и заканчивают чуть выше центра клеточки.
- Цифра 7 — начинается волнистой линией чуть левее верхней стороны клеточки, ведется вправо и прямой линией опускается в середину нижней стороны, которую в конце нужно перечеркнуть длинной прямой палочкой.
- Цифра 8 — ведется овальной линией от середины левой части клетки, переходит полукругом в правую часть, касаясь ее боковой стороны, плавно опускается влево и заново закругляется в середину клеточки, касаясь до начальной точки циферки.
- Цифра 9 — начинается с середины правой части клеточки, ведется наверх, плавно закругляется до начальной точки, далее линия с изгибом опускается в нижнюю часть середины клеточки.
- Цифра 0 — представляет овал и начинается с середины правой части клеточки, ведется наверх, опускается вниз и возвращается к начальной точке.
В 3 года ребенок начинает пытаться все делать самостоятельно, но у него не всегда это получается. Психологи выделяют кризис 3 лет у ребенка. В этот момент родители должны быть особенно внимательными к изменению поведения малыша.
Делаем поделки с ребенком из крупы — варианты изделий смотрите на этой странице.
Ребенку нужно дать время для освоения нового материала. Можно разнообразить письменные уроки игровыми моментами, позволить малышу самостоятельно «обучить» любимого мишку, вдоволь поиграться с игрушечными циферками и т.д.[ads-mob-2]
Статья знакомит взрослых с основными правилами написания чисел и популярными методиками обучения. Практические рекомендации по работе с дошкольниками помогут неискушенным родителям самостоятельно обучить своих малышей правильно писать цифры.