Психология: кризис 3 лет у ребенка — что делать родителям?

В детской психологии кризис 3 лет у ребенка — один из наиболее значимых и острых моментов.

Ранее мягкий и покладистый ребенок начинает вести себя иначе: капризничает, кричит, становится упрямым, и родителей это ставит в тупик, а в какой-то момент они понимают, что не могут воздействовать на него так, как раньше.

Крайне важно в этот период сдержаться: не начать выражать агрессию, не обижать ребенка, а найти к нему новый подход, ведь кризис трех лет — естественный этап становления личности.

Ребёнок 3 года: психология и особенности поведения

Ребенок в трехлетнем возрасте уже достаточно развит психически для того, чтобы осмыслить свое «Я», свою личность. Он стремится заявить о себе, о своих желаниях и потребностях, хочет, чтобы к нему прислушивались, что выливается в капризы, истерики.

Появляется стремление к самостоятельности, ребенок желает отстраниться от родителей, но справиться без их поддержки не может, что и является одной из основных причин развития кризиса.[ads-mob-1]

Существуют и другие особенности этого периода:

[ads-pc-2]
  • дети становятся чувствительнее к критике и к похвале;
  • учатся преодолевать сложные ситуации для достижения лучших результатов;
  • склонны обижаться, острее воспринимают наказания;
  • умеют отличать хорошее и плохое, оценивать действия;
  • способны проявлять ревность;
  • активно интересуются окружающим миром и задают много вопросов;
  • хорошо воспринимают речь окружающих и сами стремятся высказаться;
  • способны к сопереживанию (эмоционально реагируют на какие-либо события, истории);
  • чувствуют стыд, огорчение;
  • остро реагируют на несправедливость;
  • стремятся быть лучше всех и расстраиваются, если что-то получается хуже;
  • обучаемы, быстро осваивают новые навыки;
  • становятся усидчивее, особенно если занятие интересно им.

В трехлетнем возрасте начинает формироваться самооценка, и важно способствовать тому, чтобы она стала адекватной, а не заниженной или завышенной.

Незадолго до начала кризиса трех лет ребенка начинают привлекать зеркала: появляется осознание, что там отражается именно он, возникает интерес к собственной внешности и желание рассматривать себя.

Кризис наступает в разном возрасте: у одних детей он начинается в три или в четыре года, а у других — за несколько месяцев до трех лет. Также он проявляется индивидуально, может течь незаметно или, наоборот, ярко.

От родителей в этот период требуется внимание, терпение и поддержка, чтобы ребенок успешно перешагнул кризис и вынес необходимый опыт.

Длительность кризиса различна, в среднем он протекает в течение двух-трех месяцев.

Проявления кризиса 3-х лет

Существует семь основных признаков, наблюдающихся при кризисе трех лет:

  1. Своеволие. Ребенок желает быть максимально самостоятельным, и не только в играх или в посильных повседневных делах, но и в том, что он делать не в состоянии. Когда родитель пытается помочь, он стремится отвергнуть эту помощь и заявить, что сам сделает, сам оденется, сам отнесет. И не всегда ему удается сделать то, что он хочет, что вызывает еще больше негативных эмоций. Также опасность состоит в том, что ребенок в стремлении сделать что-то самостоятельно может получить травмы. Но он продолжает отвергать помощь и проявлять своеволие.
  2. Упрямство. Кризисный период проявляется и в стремлении донести до окружающих мнение, желания и убедиться в том, что они имеют ценность и их учитывают. Ребенок стоит на своем, игнорирует попытки переубедить его и стремится всеми способами получить то, что хочет, даже если предмет желания не представляет интереса. В основе упрямства лежит стремление доказать, что с его желаниями и интересами нужно считаться.
  3. Негативизм. Он выражается в стремлении делать все наоборот или отказываться выполнять что-либо, если это предложил сделать или сказать взрослый. Эта особенность проявляется и в случаях, когда ребенку хочется делать то, что было предложено. Он может желать почитать книгу вместе с близким родственником, но, если тот предложит это, стремится отказаться. Позднее он может сказать, что хочет почитать книгу, подчеркивая, что это уже является его собственным желанием и не связано с предложением взрослого.
  4. Протесты и бунты. Это проявление кризиса в большинстве случаев заметно не слишком сильно. Ребенок желает при помощи конфликта, крика привлечь внимание взрослых к себе. Может проявляться и в виде истерики, когда ребенок кричит и катается по полу, стремясь заставить взрослого выполнить то, что он хочет. Ссоры происходят часто без причин, и родители, столкнувшиеся с этим проявлением, чувствуют беспомощность и способны потерять самообладание.
  5. Обесценивание. Кризисные периоды сопровождаются сменой целей, интересов. И ребенок все проходит так же: теряет интерес к занятиям, которые его привлекали, игнорирует игрушки, книги, относится хуже к близким и дорогим людям. Прежние методы отвлечения не срабатывают: то, что было в приоритете, стало незначимым.
  6. Строптивость. Имеет сходные черты с негативизмом, но, в отличие от него, не имеет предмета, на который направлена реакция. Ребенок просто отказывается от всего, что предлагается, и единственной целью строптивости является стремление поменять подход, поставить себя на более высокую планку, сделать так, чтобы применяющиеся методы учитывали изменения в его личности.
  7. Деспотизм. Проявляется в стремлении взять под контроль родителей, близких родственников и заставить их выполнять все, что он захочет. Особенно часто это проявляется в семьях, где ребенку активно потакали и не устанавливали четкие запреты, где вся любовь доставалась ему. Он начинает указывать родителям, что делать и не делать, а отказ провоцирует конфликты.

Дыня — полезный и сочный плод. Но малышу в раннем возрасте следует давать ее с осторожностью. С какого возраста можно давать дыню ребенку и в каком виде?

Разновидности колясок трость для двойни представлены в этом обзоре.

Эффективна ли горчица в носки ребенку от кашля? Подробно об этом способе лечения читайте в следующем материале.

Советы для родителей

  • Не препятствуйте проявлениям самостоятельности и позвольте исследовать мир. Лучше выждать и позволить ребенку попробовать что-то сделать самому, чем запрещать, делать силой или наказывать. Стоит осмотреть дом, убрать все предметы, которые могут навредить (хрупкие, острые) или являются провоцирующим фактором. И на протяжении периода кризиса нужно дать ребенку понять, что стремление к самостоятельности поощряется. Пусть делает плохо или неправильно, главное, что он пытается делать.
  • Дайте ребенку право выбрать. Не ставьте перед фактом: «Сейчас идем есть кашу», лучше спросите до начала готовки, что бы он хотел съесть, перечислите варианты, а после учитывайте выбор. Примерно так же следует поступать и с прочими ситуациями. Ищите компромиссы, предлагайте выбор — и количество конфликтов снизится.
  • Не сравнивайте ребенка с прочими детьми. Это ухудшит его самооценку и заставит испытывать негатив к тем, с кем его сравнили, а в дальнейшем приведет к развитию множества комплексов и других психологических проблем. Лучше указывайте ему на прогресс: «Сегодня у тебя получается лучше рисовать круги и треугольники, чем вчера». Это увеличит его стремление совершенствоваться.
  • Во время истерик постарайтесь выглядеть спокойно. Основной причиной детской истерики является стремление привлечь внимание. Если реакции от взрослых не последует, ребенок быстрее успокоится и прекратит провоцировать.
  • Избегайте приказного тона, лучше высказывать просьбы в игровой форме. Предлагайте соревнования, говорите от имени вымышленных героев, используйте игрушки, активно участвуйте в играх вместе с ним. Когда ребенок чувствует себя капитаном корабля, купание, которое он может не любить, пройдет веселее и приятнее. А уборку игрушек и наведение порядка можно превратить в соревнование на скорость.
  • Проявляйте гибкость и изобретательность. Родители знают ребенка достаточно хорошо и могут найти собственный подход, опираясь на советы специалистов.
В процессе преодоления кризиса родителям нужно стараться проявлять максимальное терпение, чтобы не навредить ребенку и держать ситуацию под контролем.

Как реагировать на истерику и бунт?

Дети в этом возрасте не умеют контролировать эмоции и на любой раздражающий фактор могут реагировать бурно, вплоть до рыданий, истерики, криков. Если истерика стала следствием какой-то негативной ситуации, родителю нужно сохранять самообладание, постараться обнять ребенка, чтобы он чувствовал себя защищенным, отвлечь, и истерика завершится быстрее.

[ads-pc-3]Позднее, когда ребенок будет спокоен, следует поговорить о произошедшем, расспросить о причинах.[ads-mob-2]

Это позволит придумать, как избежать негативных ситуаций в дальнейшем.

Если истерика стала ответом на отказ что-либо сделать, разумнее не реагировать на нее и подождать, пока ребенок не успокоится самостоятельно.

Не нужно потакать ребенку, покупать что-то, если он начал бурно рыдать и кататься по полу: это даст ему понять, что его действия позволяют получить желаемое, и истерики продолжат повторяться.

Истерика ребенка — это проявление его характера, но родители должны правильно вести себя во время таких приступов у малыша. Как успокоить ребенка во время истерики — наши рекомендации будут полезны всем родителям.

Рано или поздно ребенка нужно приучать к горшку. Как приучить ребенка к горшку — читайте полезные рекомендации.

Кризисный период проходят все дети, и родителям важно осознать, что от их реакций и действий зависит, как изменится личность ребенка, каким он станет в будущем. И, что самое главное, кризис однажды закончится, а при правильных действиях родителей это произойдет быстрее.

Видео на тему

Поделиться:
Нет комментариев