Как научить ребенка читать по слогам — полезные советы и выбор пособия
Малыш стремительно растет и по мере его взросления многие родители задаются вопросом: «Как научить ребенка читать по слогам?»
Оно и понятно, ведь каждая мама желает, чтобы ее чадо не было отстающим звеном в детском коллективе.
Залог успеха любой поставленной задачи – сознательное отношение взрослых: нельзя приниматься за обучение с бухты-барахты. Нужно грамотно подойти к выбору методики, дающей 100% положительный результат.
Когда ребенок готов к учебе?
Итак, рассмотрим, как правильно и хорошо научить ребенка читать по слогам.
[ads-pc-2]Каждая мама должна объективно оценить способности и степень развития своего малыша, который ни в коем случае не должен:- шепелявить или присвистывать,
- проглатывать звуки или заменять их другими,
- заикаться, говорить с придыханием,
- общаться «мультяшной» речью.
Если вышеперечисленные проблемы существуют (хотя бы одна), то нужно срочно находить грамотного логопеда. В противном случае произойдет наслоение трудностей не только с чтением, но и с правильным написанием слов.
Опытные педагоги и психологи советуют осваивать чтение с 5 – 5,5 лет. Именно в этом возрасте малыш (морально и физиологически) чаще всего бывает готов к обучению азам грамотности.[ads-mob-1]
Важными признаками готовности ребенка к обучению являются:
- Любопытство ребенка и его желание изучать новое.
- Обучающийся должен хорошо разбираться в пространстве и не путать понятия влево – вправо, вверх – вниз.
- Если ребенок мало-мальски ориентируется в алфавите и большое количество разнообразных букв (гласных и согласных) не вызывают у него неподдельное чувство растерянности или паники, то можно подумать о переходе к чтению по слогам.
- Немаловажное значение имеют навыки анализа и синтеза. Малыш должен быть уверен в том, что перед ним находится не изображение, а буква, передающая конкретный звук.
Родителям крохи следует отмести от себя советы некоторых умников, настаивающих на том, что обучать ребенка чтению следует с 2 или 3 лет, и забыть о знаменитой фразе «после трех уже поздно». Не нужно отнимать детство у малышей и лучше периодически напоминать себе, что нет ни одного взрослого человека, который не умел бы читать и писать. Как говорил мудрый царь Соломон: «Всему свое время, и есть время всякому делу под небом».
Выбор учебника
Научить ребенка читать по слогам в домашних условиях не так уж и страшно. Главное – грамотный подбор обучающихся материалов и книг.
Предварительное обучение или повтор пройденного
Во-первых, ребенок должен запоминать сам символ, а не картинку. Буква А – вначале арбуз, потом – аист, в конце – сама буква. Можно чередовать азбуку, букварь, кубики, карточки и магниты.
Во-вторых, малыш познает обучение через окружающий мир и движение. Следует нарисовать отдельные буквы в альбоме и раскрасить их, слепить из пластилина, начертить на асфальте и т.д.
В-третьих, не нужно устраивать казарму и учить или повторять буквы строго по алфавиту. Вначале можно освоить гласные (тем более, их всего несколько: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я. Из них можно взять более простые: А, О, У, Э, Ы) и только после этого переходить к согласным (лучше начинать со звонких сонорных: Л, М, Н, Р, Й).
Всегда следует помнить о самом главном – при обучении нужно заострять внимание малыша на обозначаемом звуке, а не букве. То есть не ЭН, а Н. В противном случае ребенок при соединении букв будет испытывать трудности.
Второй этап
Самое трудное в обучении – это научить ребенка понимать, что буквы нужно произносить слитно.
Если взрослые достаточно быстро смогут донести до сознания малыша главное правило чтения, то можно расслабиться.
На этой ступени важно научиться соединять и правильно произносить сочетания двух букв. Это могут быть соединения звонких и гласных (МА, РЫ, НЕ, ЛИ), шипящих и гласных (ШУ, ЧА), гласных и глухих (ХА, ФУ, ЩА).
Можно начать с открытых слогов (сочетания букв заканчиваются на гласную), затем перейти к закрытым (слог начинается с гласного и заканчивается на согласный звук).
В процессе чтения двух букв нужно похвалить ребенка за то, что он самостоятельно читает такие слова, как УХ, ХА, ТЫ, ОН, УЖ, УС и другие.[ads-mob-2]
На этом этапе не нужно объяснять ребенку теорию (слог – это один или несколько звуков, произносимых при помощи одного выдыхательного толчка воздуха; слово – смысловая единица и т.д.). Все равно ребенок в силу своего возраста не поймет заумные выражения. Все занятия желательно проводить в спокойной и доброжелательной обстановке.
Нужно оставить в сторону такие требования, что ребенок именно сегодня должен научиться читать такие-то слоги. Если у малыша нет настроения, то не следует на него давить. Можно повторить пройденный материал или в игровой форме придумать новые слоги.Самый лучший выбор – чтение книжек с большими иллюстрациями.
При чтении слогов важно соблюдать паузу между слогами, ритм и интонацию.
Малыши быстро растут и приходит время учиться ходить в туалет самостоятельно. С какого возраста приучать ребенка к горшку — что об этом говорят родители и специалисты?
Какие музыкальные игрушки для детей до года помогут в развитии малыша, расскажем тут.
Гимнастика для ребенка очень важна. Развивающая гимнастика для детей формирует физическое развитие и дисциплинированность. О пользе физического развития подробно вы узнаете в этой статье.
Заключительная стадия
Когда ребенок без трудностей соединяет две буквы и правильно их произносит, можно постепенно усложнять обучение и переходить к чтению таких простых слов, как КОТ, СОН, ВОТ, УСЫ и т.д.
[ads-pc-4] Ребенку будет приятно осознавать, что он умеет читать, как взрослый.- Для этого подойдут карточки или кубики (пусть обучающийся сам соберет слово).
- Нужно произнести слово правильно, но составить его с ошибкой (малышу следует самостоятельно или с помощью подсказки обучаемого найти «оплошность» взрослого).
- Следует взять любой текст в букваре и найти отдельные слова, которые малыш уже знает.
Обзор учебных пособий
Как показывает практика, классическим учебным пособием считаются буквари, среди которых наиболее интересными и результативными стали книги Н. Жуковой и Е. Бахтиной.
Букварь Н. Жуковой
Надежда Сергеевна Жукова – известный детский психолог и логопед с 30-летним стажем.
Букварь под ее редакцией показал успешные результаты при домашнем обучении.
Методика автора очень проста: она использовала традиционный подход к обучению и совместила его с собственными оригинальными дополнениями.
Блоки советов и методических указаний помогают родителям самостоятельно научить ребенка читать.
Все страницы букваря грамотно составлены, красиво проиллюстрированы и позволяют ребенку сконцентрироваться на изучении определенной буквы, слога, слова и простого предложения.
Методика обучения составлена от простого к сложному. Для родителей отведены отдельные подсказки, позволяющие понять, где следует остановиться, как объяснять и над чем нужно поработать, если учеба привела в тупик.
Дети лучше осваивают английский язык, чем взрослые. Как научить ребенка читать по английски легко и быстро — читайте советы и учите своего ребенка.
Виды детских аспираторов и способы их применения описаны в этом обзоре.
Букварь Е. Бахтиной
Елена Николаевна Бахтина – известный российский педагог, издатель и основатель «Школы гениев». Яркий и красочный букварь рассчитан на детей от 2 до 7 лет. Автор считает, что каждая буква – это определенный образ. Рекомендации родителям даются в самом начале книги.
Дети с помощью взрослых знакомятся с буквами и учатся с ними дружить (составлять слоги), читать наоборот, подкреплять свои знания наглядными изображениями и двигаться от простого к сложному.
От родителей не требуется наличия специальных педагогических навыков. Букварь составлен таким образом, что ни один малыш в конце не остается неучем.
Буквари обоих авторов издаются в любом формате: есть и в форме альбома, и в виде мини-книжек, которые удобно брать с собой в поездки.
Обучение ребенка чтению по слогам – процесс, требующий от взрослых терпения и доброжелательного отношения к обучающемуся. Мамам и папам всегда следует помнить о возрасте малыша и не требовать от него моментальных результатов: при грамотном подходе можно обучить дочурку или сынишку читать за полгода или год.