Маленький молчун: причины, симптомы и лечение задержки речевого развития у детей

Каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Но несмотря на то, что дети отличаются друг от друга, существуют возрастные нормы, которым они должны соответствовать.

Это позволяет дифференцировать здоровых малышей от тех, которые имеют определенные нарушения. Задержка речевого развития (ЗРР) является актуальной проблемой у некоторых детей.

Возникает она по разным причинам. Важно знать первые симптомы такого нарушения. Это позволит вовремя обратиться к доктору за помощью.

Ребенок долго не начинает говорить: когда стоит волноваться?

Под задержкой речевого развития в логопедии понимают несвоевременное овладение ребенком младше трехлетнего возраста разговорной речью. Большинство родителей начинает беспокоиться по поводу молчания ребенка в год. Если малыш не разговаривает в двухлетнем возрасте, то матери бьют тревогу.

Известный детский врач Комаровский отмечает, что речевой аппарат у детей развивается по-разному: одни пытаются произносить слова еще до года, а другие не могут этого сделать и к двухлетнему возрасту. Педиатр говорит, что речь ребенка формируется поэтапно.

Существуют среднестатистические сроки, при отставании от которых стоит заподозрить наличие отклонения.

Этапы речевого развития:

  • в трехмесячном возрасте младенцы начинают гулить;
  • в 6-8 месяцев дети способны лепетать;
  • первое слово девочки произносят в 10 месяцев, а мальчики – к году;
  • в полтора года ребенок уже может выговаривать около 10 слов;
  • к двухлетнему возрасту малыш знает местоимения. Количество слов в его лексиконе стремительно увеличивается;
  • в 3 года дети произносят около 350 слов, могут склонять их. Они начинают выражать свои эмоции при помощи речи;
  • к четырем годам словарный запас ребенка достигает 1500 слов;
  • в пять лет дети произносят более 3000 слов.

Даже если ребенок не торопится выговаривать слова, к двухлетнему возрасту у него должна быть хорошо развита пассивная речь. Это означает, что малыш понимает, что говорят ему взрослые, может выполнять два последовательных действия по просьбе родителей.

Комаровский утверждает, что если ребенок не разговаривает в двухлетнем возрасте, то паниковать рано. Серьезно нужно отнестись к молчаливости ребенка в 3 года.

Задержка речевого развития у детей 3 лет может быть вызвана разными причинами. Чаще всего малыши молчат по вине родителей: матери не уделяют должного внимания, не проводят развивающие занятия, не общаются с младенцем.[ads-mob-1]

К решению проблемы нужно подходить ответственно. Задержка речевого развития у детей 4 лет лечится тяжелее, чем у малышей в три года.

По данным органов статистики, многие современные дети не умеют выражать свои мысли словами. У 10% малышей трехлетнего возраста наблюдается речевое отставание. Причем мальчики в 4 раза чаще сталкиваются с такой проблемой, чем девочки.

Причины задержки речи

Родители молчаливых малышей интересуются, почему ребенок не разговаривает в 2 года. Причин задержки развития речевого аппарата немало. Все они делятся на первичные – связанные с неправильным течением беременности или тяжелыми родами, и вторичные – обусловленные влиянием болезни, социальных факторов.

Врожденные аномалии сложно поддаются коррекции. Самые тяжелые нарушения возникают во время 3-4 месяца вынашивания плода. В этот период происходит формирование структур головного мозга малыша.

Специалисты выделяют следующие причины нарушения речевого развития у детей, связанные с течением беременности, родами:

  • ранний, поздний токсикоз;
  • перенесенная женщиной нейроинфекция во время вынашивания ребенка;
  • отравление медикаментозными средствами, алкоголем, химическими веществами;
  • родовая травма;
  • сильная недоношенность;
  • асфиксия младенца при родоразрешении;
  • несовместимость мамы и малыша по группе крови.

Определенную роль играет плохая наследственность, к прочим причинам задержки речи относятся такие:

  • неправильное воспитание;
  • ограниченность в общении;
  • ослабленный организм;
  • пережитый сильный стресс;
  • снижение интеллекта;
  • наличие патологии (проблемы со слухом, психикой).

Особенно часто задержка речевого развития наблюдается у билингвальных детей, родители которых говорят на разных языках. Чтобы выяснить, почему ребенок до сих пор не разговаривает, нужно обратиться к специалисту и пройти обследование.[ads-mob-2]

Характерные симптомы и признаки ЗРР

Родителям важно наблюдать за ребенком, его состоянием физического и психического здоровья, развитием. Это поможет вовремя заметить отклонения. Признаки задержки речи проявляются на первых этапах ее становления.

[ads-pc-1]Симптомы ЗРР:

  • аномальное протекание доречевого периода (беззвучность малыша, однотипные вокализации, редкие гуление и лепет);
  • ребенок в 1 год не реагирует на звуки, речь;
  • в возрасте 1,5 лет малыш не пытается повторять слова взрослых;
  • в 1,5-2 года ребенок не может выполнить пассивное действие;
  • в двухлетнем возрасте малыш не выговаривает слов;
  • в 2,5-3 года ребенок не способен составлять простые фразы;
  • в трехлетнем возрасте отсутствует собственная речь. Для коммуникации используются жесты, мимика.

Что делать?

Если родители заметили отклонения в речевом развитии ребенка, то им следует посетить специалиста. Данной проблемой занимаются логопеды, неврологи, отоларингологи, психиатры, психологи. К кому обращаться, зависит от того, что стало причиной расстройства.

В первую очередь нужно посетить педиатра. Доктор проведет осмотр, назначит ряд обследований, поставит предварительный диагноз и направит на консультацию к узкому специалисту.

Для выявления причины ЗРР используются такие виды обследования:

  • ЭхоЭГ;
  • ЭЭГ;
  • дуплексное сканирование сосудов головы;
  • денверский тест;
  • шкала психомоторного развития по Гриффитс.

На основании полученных данных доктор разрабатывает схему лечения. В терапии могут задействоваться разные методики: медикаментозные, физиотерапевтические, массажные. Также полезны развивающие занятия дома. Комбинированный подход позволяет быстрее решить проблему.

Задержку речевого развития следует отличать от аутизма, олигофрении, элективного мутизма. Поэтому проводится дифференциальная диагностика.

Медикаментозное лечение

Основной целью медикаментозной терапии является улучшение кровообращения и обменных процессов в головном мозге. Обычно доктора назначают ноотропные средства.

Помогают устранить проблему ЗРР такие группы препаратов:

  • производные пиритинола. Улучшают утилизацию глюкозы. К ним относятся Энербол, Церебол, Энцефабол;
  • поливитамины. Стимулируют работу нервной системы. В данную группу входят Мультивит, Мильгамма;
  • производные аминомасляной кислоты. Активизируют процесс кислородного обмена, торможения нервных импульсов. К таким средствам принадлежат Пантогам, Аминалон, Пикамилон;
  • психостимуляторы. Усиливают энергетический обмен, улучшают память, концентрацию внимания, устраняют застойные явления. Представителем психостимуляторов выступает Цераксон.

Коррекция дефектолога

Дефектолог – это врач, который занимается устранением проблем не только речевого, но и интеллектуального развития. Деятельность этого специалиста направлена на улучшение памяти, развитие у ребенка мыслительных способностей.

Для лечения детей с речевым отставанием, дефектологи используют такие методики:

  • Интайм. Предполагает прослушивание ритмичной музыки в наушниках, выполнение комплекса физических упражнений. Методика повышает работоспособность и улучшает концентрацию внимания;
  • Fast ForWord. Это компьютерная программа для устранения речевых дефектов, улучшения мыслительных способностей, памяти. Предполагает выполнение ряда игровых упражнений, которые базируются на звуковых сигналах в цифровой модификации речи;
  • TLP. Это программа, предназначена для стимуляции работы головного мозга. Суть заключается в прослушивании психоакустической музыки через специальные наушники.

Логопедический массаж

Помогает стимулировать развитие речи за счет улучшения поступления крови к артикуляционным зонам, укрепления мышц. Это достаточно эффективный метод лечения. Количество сеансов подбирается индивидуально.

Логопедический массаж

Чтобы достичь хорошего результата, логопедический массаж нужно выполнять ежедневно. Воздействие может быть ручным, зондовым и аппаратным. Классический вариант выполняется руками. Используются такие основные приемы: растирание, поглаживание, вибрация, разминание.[ads-mob-1]

Домашние занятия

Стимулировать развитие речи можно и путем проведения домашних занятий. С малышом нужно чаще разговаривать. Хорошо помогает артикуляционная гимнастика. Вначале ее продолжительность составляет около 10 минут. Потом время занятий постепенно увеличивают.

Упражнения «Хоботок» и «Улыбка»

Рекомендованы такие упражнения:

  • широкая улыбка;
  • поочередно прятать верхнюю и нижнюю губу;
  • касание языком уголков рта;
  • движение языка вверх-вниз.

Следует включить в домашние занятия физические упражнения для совершенствования сенсорных навыков и развития памяти.

Другие методы терапии

[ads-pc-3]Помимо описанных выше методов, существуют и другие способы развития речи. Например, хорошо помогает физиотерапия. Педиатры могут посоветовать электрорефлексотерапию, магнитотерапию, иппотерапию.

Эти методы стимулируют развитие речевых зон и интеллектуальных центров головного мозга. Выбор способа лечения ЗРР нужно делать осторожно, поскольку некоторые из них могут вызывать эпилептические приступы, судороги, расстройства психики.[ads-mob-2]

Полезно общение с дельфинами, катание на лошадях. Это устраняет мышечный гипертонус, стимулирует речевые центры головного мозга.

Видео по теме

О причинах, симптомах и лечении ЗРР у детей в видеоролике:

Таким образом, задержка речевого развития – это актуальная проблема для многих современных детей. Причин такого отклонения немало. Чаще всего молчаливость малышей обусловлена неправильным воспитанием, дефицитом внимания со стороны родителей. Для лечения ЗРР применяются разные методы. Оптимальный комплекс должен подбирать доктор с учетом особенностей ребенка.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.