Развитие малыша в 1 год: что должен уметь делать ребенок и как ему помочь освоить новые навыки?
К 12-месячному возрасту у детей наблюдаются кардинальные изменения в развитии.
Чтобы оценить, нормально ли проходят эти физиологические процессы, нужно обратиться к педиатру.
Родителям полезно знать, что должен уметь ребенок в 1 год и всячески ему помогать ему осваивать новые навыки.
Физиологические изменения в 12 месяцев
Как правило, к году у детей появляется 8 зубов. Но если у малыша больше или меньше жевательных элементов, то паниковать не стоит.
Единственное, что нужно сделать родителям, так это убедиться в том, что малыш получает достаточное количество фосфора, кальция и витаминов С, Е, В, Д, А, группы В. Многие матери перестают кормить грудью ребенка на двенадцатом месяце.
Организм малыша уже достаточно окреп, способен получать требуемые ему вещества из взрослой пищи. С 4-6 месяцев, в рацион малыша наряду с молоком матери вводится и прикорм. К году большая часть меню представлена овощами, кашами, фруктами, мясом и другими продуктами.
К первому году жизни существенно сокращается продолжительность дневного сна. В светлое время суток ребенок отдыхает всего один раз. В 12 месяцев масса тела малыша втрое больше той, с который он родился. В год темпы увеличения роста и прибавки веса замедляются.
Нормы параметров тела для детей 12 месяцев в таблице:
Половая принадлежность | Вес, кг | Рост, см | Окружность головы, см | Окружность грудной клетки, см |
Мальчики | 7,7-12 | 71-80,5 | 43,5-48,6 | 46,1-52,5 |
Девочки | 7-11,5 | 68,9-79,2 | 42,2-47,6 | 46,3-51,4 |
Среднее значение | 8,9-9,6 | 74-75,7 | 44,9-49,1 | 48,3-48,7 |
Что должен уметь годовалый малыш?
Многие родители беспокоятся о том, чтобы их малыш развивался правильно. Полезно знать, что должен уметь ребенок в годик. Но нужно учитывать, что все дети разные. Поэтому к концу 11 месяцев они могут прийти с отличительными показателями.[ads-mob-1]
На то, что может делать годовалый ребенок, влияют такие факторы:
[ads-pc-2]- психоэмоциональное состояние;
- наличие врожденных или приобретенных патологий психики, опорно-двигательной, сердечной системы;
- индивидуальные особенности организма;
- отношения родителей, атмосфера в семье;
- генетическая предрасположенность к раннему или позднему развитию;
- особенности питания;
- наличие условий для развития;
- как часто и правильно ли занимаются родители с малышом.
Все умения можно поделить на три категории:
- физические показатели;
- психоэмоциональные;
- психомоторные навыки.
Физические показатели
В год кроха имеет немало двигательных навыков. Несмотря на индивидуальные особенности каждого ребенка, ВОЗ отмечает, что к 12 месяцам малыш должен прийти с определенными физическими показателями.
В год ребенок должен уметь:
- стоять, держась за руку взрослого;
- сидеть;
- ползать;
- ходить вдоль опоры;
- забираться на диваны, стулья, прочие предметы мебели;
- шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
- нажимать на игрушки, которые издают звук;
- спускаться с кровати, дивана;
- катать коляску;
- приседать;
- вставать на ноги из любого положения.
Иногда дети пропускают стадию ползанья. К таким малышам относятся те, которые рано встали на ножки и выбрали для себя взрослый способ передвижения (ходьбу). Они очень подвижны, активны, быстро развиваются в физическом плане. К году они могут уже ходить без помощи родителей.[ads-mob-2]
Психоэмоциональные навыки
Нервная система годовалых детей становится более крепкой. К 12 месяцам у малышей наблюдаются различные психоэмоциональные навыки.
Для ребенка в 1 год свойственны такие способности:
- проявление чувств к родителям, игрушкам;
- боязнь незнакомых людей;
- реагирование на появление новой игрушки;
- выражение радости при виде тети, бабушки, дедушки, других знакомых людей;
- указывание на предметы, которые перечисляет взрослый;
- возмущение на запреты, строгий тон родителей;
- узнавание членов семьи на фотографии;
- подражание действиям взрослых людей;
- обнимание, целование родителей;
- проявление интереса к книжкам (перелистывание страниц, разглядывание рисунков);
- рассматривание своего отражения в зеркале;
- подражание звукам, издаваемым транспортом, животными;
- реагирование на свое имя;
- копирование интонации взрослых.
К 12 месяцам дети обычно произносят около 10 слов, пытаются общаться с другими малышами. В этом возрасте уже хорошо проявляются личностные качества: уравновешенность, спокойствие, усидчивость, активность.
Дети в год умеют выполнять несложные просьбы: например, «покажи кошку», «дай игрушку», «где глазки». Они танцуют и подпевают, когда слышат музыку, которая им нравится.
Малыши в 12 месяцев умеют хлопать в ладоши, хорошо понимают слова «нельзя», «нет». Они способны на несколько минут сконцентрировать внимание на мультфильме, книжке.
Приведенные навыки и умения специалисты относят к обязательным. Заботливые родители могут ускорить психоэмоциональное развитие своего малыша.
Психомоторные навыки
Годовалые дети продолжают активно познавать мир. Им интересно, что находится в шкафу, как устроена игрушка. Они приобретают ряд психомоторных навыков.
Дети в 12 месяцев должны уметь:
- собирать и разбирать пирамидку из 2-3 колец;
- снимать с кастрюль и коробок крышки;
- составлять башню из двух кубиков;
- проталкивать небольшие предметы в отверстия;
- класть в коробку какой-то предмет;
- пить из чашки;
- есть с ложки;
- закрывать коробку крышкой;
- держать взрослого за руку;
- причесывать куклу;
- перекладывать игрушку из одной руки в другую;
- возить машинку;
- стучать палкой по предметам;
- бросать и ловить мяч;
- открывать и закрывать двери шкафов, выдвигать и задвигать ящики;
- брать большим и указательным пальцами маленькие предметы.
Как проверить в нормальном ли темпе развивается ребенок?
Определить в нормальном ли темпе развивается ребенок, может педиатр, детский психолог. Оценить физическое, психоэмоциональное и психомоторное состояние ребенка родители могут самостоятельно. Для этого матери нужно знать установленные ВОЗ нормы.
Понять, правильно ли развивается малыш физически, можно так:
- взвесить его. Определять массу тела надо на голодный желудок;
- измерить длину тела от макушки до пяток;
- определить окружность головы и груди сантиметром;
- посчитать количество зубов;
- соотнести полученные данные с нормативными.
Также надо убедиться в следующем:
- реагирует и выполняет ли малыш простые команды. Для этого нужно попросить его взять и отдать игрушку;
- использует ли ребенок хоть один жест (например, машет рукой, отрицательно крутит головой);
- умеет ли малыш стоять, ползать, делать несколько шагов с поддержкой;
- произносит ли осознанно ребенок нормативное количество слов.
Чтобы оценить психоэмоциональное развитие годовалого малыша, рекомендуется понаблюдать за его поведением, надо обратить внимание на следующее:
- улыбается ли малыш при виде родных;
- выражает ли эмоции при помощи мимики и жестов;
- копирует ли поведение взрослых;
- как он реагирует на незнакомых людей;
- отзывается ли на свое имя;
- узнает ли родных на фотографии.
Чтобы оценить психомоторное развитие годовалого малыша, стоит воспользоваться такими тестами:
- дать ребенку два кубика. Показать ему, как нужно строить башню. Попросить повторить. Малыш не должен тащить в рот, раскидывать кубики. Если его психоэмоциональное развитие нормальное, то он построит башню;
- предложить поиграть в сортер, рамку-вкладыш или другую игру, где надо выкладывать геометрические фигуры;
- дать ребенку собрать пирамидку из трех колец. Дети в 1-1,5 года умеют нанизывать кольца, но размер их не учитывают. Правильно складывать пирамидку они начинают лишь к двухлетнему возрасту;
- взять любимую игрушку малыша и положить ее на стул или диван. Ребенок должен залезть самостоятельно на диван, взять нужный предмет и опуститься обратно на пол;
- предложить проползти под стулом, залезть в большую коробку. Это надо проводить в качестве игры;
- на полу в детской комнате разложить различные предметы. Погулять с малышом, держа его за руку. Если ребенок будет перешагивать препятствия, то это значит, что он развивается нормально;
- поиграть с мячом. Во время такого занятия можно будет увидеть, умеет ли малыш брать, бросать, ловить мяч.
Развивающие игрушки для малышей от 1 до 2 лет
Для годовалого малыша нужно регулярно проводить развивающие занятия. Особенно это касается тех детей, у которых есть проблемы с моторикой, психоэмоциональными навыками.
Родителям рекомендуется:
- стимулировать ползанье, ходьбу ребенка. Для этого нужно предлагать ему катать коляску, мяч. Полезно купить игрушку-каталку, чтобы малыш смог с ней передвигаться. Нельзя упускать возможность ходить с ребенком по лестнице;
- уделять внимание развитию мелкой моторики. Для этого надо предлагать пересыпать крупу руками или при помощи ложки из одной чашки в другую. Полезно рисование, лепка из пластилина, надевание браслетов и колец, складывание пирамидки. Можно давать малышу игрушки завернутые в фольгу или бумажную салфетку. Во время купания в общей ванне надо предлагать ребенку ловить плавающие в воде игрушки;
- занимать малыша сюжетными играми. К примеру, можно вместе надевать на куклу шапку, платье, кормить мишку;
- общаться с ребенком. Родителям следует комментировать собственные действия, называть игрушки, которые они дают малышу. Также полезно показывать карточки Домана, читать сказки, повествовать стишки. Стоит не упускать возможности общения малыша с другими детьми. Следует помогать ему заводить новые знакомства;
- отправляясь с ребенком за покупками, нужно показывать и называть разные продукты, давать возможность самостоятельно класть их в корзину.
Для стимулирования физического развития педиатры также советуют проводить регулярно гимнастику и выполнять массаж. Нельзя игнорировать стремление ребенка к самостоятельности. Например, если малыш пытается сам взобраться на песочную горку, то не нужно ему в этом помогать.
Доктор Комаровский рекомендует заниматься закаливанием, путем обливания холодной водой, принятия воздушных и солнечных ванн. Вечером следует проветривать помещение. Важно регулярно гулять с ребенком на улице. Свежий воздух снимает психоэмоциональное напряжение, делает сон более крепким и спокойным.[ads-mob-1]
Во время ночного отдыха вырабатывается гормон роста – соматотропин. Это вещество отвечает за развитие всех органов и систем. Необходимо уметь правильно выбирать для малыша игрушки. Акцент следует делать на развитии мелкой моторики, зрительной памяти, речи.
Для годовалых детей подходят такие виды игрушек:
- разноцветные кубики;
- конусы;
- арки;
- пирамиды;
- сортеры (представляют собой игрушки с отверстиями, в которые нужно помещать соответствующие геометрические фигуры);
- сенсорные коробки;
- мягкие игрушки;
- куклы;
- машина с кузовом;
- ведро с лопаткой;
- лейка;
- игрушечный телефон;
- пластмассовая посуда;
- музыкальные игрушки;
- тканевые или картонные книжки.
Мелкую моторику хорошо развивают такие занятия:
[ads-pc-4]- наматывание нитки на клубок;
- приклеивание наклеек на бумажный лист;
- закручивание, откручивание крышки;
- игра с прищепками;
- игра с песком.
Стимулировать речевое развитие можно при помощи таких игр:
- выполнение артикуляционной гимнастики;
- рассматривание картинок в детских книжках и озвучивание увиденного;
- рассказывание малышу обо всем, что его интересует;
- совместное пение детских песен.
Видео по теме
О том, что должен уметь ребенок в 12 месяцев, в видеоролике:
К годовалому возрасту, малыши уже многое умеют, продолжают расти и развиваться. Важно в 12 месяцев показать ребенка педиатру. Врач осмотрит и оценит физическое, психоэмоциональное, психомоторное состояние. Определить, правильно ли развивается малыш, можно и самостоятельно, понаблюдав за ним и проведя ряд простых тестов.