Нормы развития ребенка в 10 месяцев, или что должен уметь делать малыш в этом возрасте

Десять месяцев – первая круглая дата для грудничка. К этому возрасту малыш многому научился. Ребенок уже окреп в физическом плане, может вставать у опоры.

Улучшается и его психоэмоциональное состояние. Важно стимулировать дальнейшее развитие малыша. Для подбора оптимального комплекса занятий, нужно знать, что должен уметь ребенок в 10 месяцев.

Особенности развития мальчиков и девочек

Развитие 10-месячного ребенка проходит очень стремительно. На данный процесс влияет половая принадлежность. Девочки меньше по росту и весу, чем мальчики. При этом в психоэмоциональном плане они развиваются быстрее.

Также на физическое становление влияют:

  • врожденные и приобретенные болезни;
  • генетика;
  • питание (меню, режим);
  • срок появления на свет;
  • занятия (гимнастика, массаж, игры).

За десятый месяц жизни дети набирают около 450 г, вырастают на 1-1,5 см. Окружность головы и грудной клетки увеличивается примерно на 0,5 см. Каждый малыш растет в своем темпе.

Показатель Девочки Мальчики Среднее значение
Окружность головы, см 41,5-46,9 42,9-47,9 44,2-45,4
Рост, см 66,5-76,4 68,7-77,9 71,5-73,3
Окружность грудной клетки, см 45,2-50,1 45,1-51,4 47,2-47,9
Вес, кг 6,7-10,9 7,4-11,4 8,5-9,2

Увеличение физических показателей (веса, роста) в десятимесячном возрасте происходит уже не так интенсивно, как в первом полугодии. У младенцев улучшается координация движений. Это позволяет им быстро перемещаться по комнате ползком.

Продолжает совершенствоваться мелкая моторика. У многих детей в 10 месяцев уже есть 4 зуба. У грудничков активно развивается психоэмоциональная сфера, речь. Ребенок становится более социальным.[ads-mob-1]

Особенности развития мальчиков и девочек приведены ниже:

[ads-pc-1]
  • разговор. Девочки начинают говорить раньше на 3-4 месяца. Их словарный запас больше;
  • звуки. Мальчики хуже реагируют на громкие звуки;
  • распознавание лиц. Девочки с 4 месяцев уже узнают маму, папу, с опаской относятся к незнакомым. Мальчики начинают различать людей позже;
  • зрение. Девочки хорошо видят двумя глазами, а мальчики – лучше левым. У представительниц слабого пола больше развито периферийное зрение, а у лиц сильного пола – пространственное;
  • память. Мальчики лучше воспринимают информацию на слух. У девочек хорошо развита визуальная память.
Бывает, что различия в становлении детей разных полов незаметны. То, как скоро всему обучится ребенок, зависит от занятий, которые проводят с ним родители.

Навыки и умения 10-месячного малыша

Заботливые родители интересуются, что должен уметь делать ребенок в 10 месяцев. Сравнение фактических параметров с нормативными, позволяет вовремя выявить отклонение и обратиться к доктору. Существует специальный календарь развития грудничков, в котором помесячно указаны способности и навыки здоровых детей.

Область развития Навыки и умения детей в 10 месяцев
Физическая Детей больше интересуют маленькие предметы, чем крупные. Это способствует развитию мелкой моторики. Малыши в этом возрасте умеют:

Движения рук десятимесячных детей хорошо скоординированы. Малыш способен выполнять различные манипуляции с предметами (открывать и закрывать коробки, катать машинку, прятать игрушки).

Социальная Груднички начинают прислушиваться к речи окружающих людей, повторять простые слова, слоги за взрослыми. Они пытаются соотносить предметы с их названиями. Девочки стремятся заслужить похвалу. Мальчики становятся более предприимчивыми, самостоятельными. Дети пытаются копировать жесты, мимику, поведение взрослых. Ребенок начинает интересоваться другими детьми, старается находить с ними контакт.
Психическая, речевая Десятимесячные дети не только копируют взрослых, но и начинают проявлять свою индивидуальность. У них появляются предпочтения в играх, еде. Малыши пытаются настаивать на своем. Дети знают названия большинства предметов в доме и могут указать на них пальцем. Они узнают животных, продукты изображенные на картинке. Ребята активно реагируют на музыку: пытаются танцевать (раскачиваться, приседать, кивать головой), держась за опору. К концу десятого месяца малыши начинают произносить первые осознанные слова («мама», «дай»). С ребенком уже можно вести беседу: он способен отвечать на простые вопросы. Дети умеют хлопать в ладоши, махать рукой на прощание, есть и пить из посуды, собирать пирамидку.

Недоношенные малыши на 10 месяце жизни

Недоношенными называют детей, появившихся на свет раньше 37-ой недели беременности. Вес таких младенцев меньше 2,5 кг.

В зависимости от срока рождения и массы тела, выделяют четыре степени недоношенности:

  1. к первой относятся дети родившиеся на 35-36-ой неделе вынашивания. Их рост варьируется в пределах 40-47 см, а вес – 2-2,5 кг;
  2. вторая степень недоношенности – это малыши, родившиеся на 33-35-ой неделе беременности. Их масса тела составляет 1,5-2 кг, а рост — 37-40 см;
  3. к третьей степени относятся дети родившиеся на 31-33-ей неделе. Их рост не превышает 37 см, а вес – 1,5 кг;
  4. четвертая степень недоношенности является самой тяжелой. Такие дети рождаются на 29-31-ой неделе беременности с весом менее килограмма и ростом меньше 35 см.

При правильно подобранном питании и уходе, недоношенные дети уже к годовалому возрасту догоняют малышей, появившихся на свет в срок. Ниже приведена таблица физических показателей детей 10 месяцев, которые родились ранее 37-ой недели.

Степень недоношенности
Четвертая Третья Вторая Первая
Прибавка Вес Прибавка Вес Прибавка Вес Прибавка Вес
в весе в росте в весе в росте в весе в росте в весе в росте
450 г 2,5 см 5,6-6,2 кг 500 г 1,7 см 7,5-8,0 кг 400 г 0,8 см 7,8-8,3 кг 400 г 1,5 см 8,1-8,6 кг

Дети 1-2 степени недоношенности в десятимесячном возрасте уверенно стоят у опоры, ползают. Они отзываются на свое имя и улыбаются, когда с ними начинают разговаривать родные люди.

Мышцы спины уже достаточно окрепшие. Это позволяет малышу сидеть прямо. Младенца интересуют бытовые предметы. Его игровые действия становятся более разнообразными.

Дети 3-4 степени недоношенности делают попытки вставать у опоры, совершать первые шаги вдоль перил. В их речи появляются слоги. Во время общения с младенцем можно заметить, что он понимает то, о чем ему говорят.

В десять месяцев малыши показывают пальцем на те предметы, которые называют взрослые.[ads-mob-2]

Как своевременно определить отклонения от нормы?

Не у всех детей развитие идет по плану. Вследствие определенных физических и психических отклонений, у некоторых малышей наблюдается задержка в развитии. Отчетливыми нарушения становятся ближе к третьему году.

Но заботливые и внимательные родители смогут обнаружить некоторые симптомы отклонений и на десятом месяце жизни ребенка. Немецкий педиатр Т. Хелльбрюгге выделил ряд признаков, по которым можно заподозрить физические и психические нарушения у малышей.

Сфера развития Признак отклонения
Двигательные умения Лежа на животе, малыш неспособен самостоятельно перевернуться набок, спину. Ребенок не может ползти вперед, плохо удерживает равновесие.
Мелкая моторика Малыш не пытается пить из чашки, сдергивает с головы шапку.
Слух, зрение Младенец не реагирует на громкие звуки, не выделяет из окружающей среды яркую игрушку, расположенную в его поле зрения. Малыш не стучит кубиками, не отзывается на собственное имя, не знает смысл слова «нет».
Речь Грудничок не выговаривает повторяющиеся одинаковые слоги («ма-ма», «да-да», «на-на»). Ребенок не способен воспроизводить за взрослым простые звукосочетания. Он не машет рукой на прощание, не качает головой в знак отрицания.
Социальная сфера Малыш не различает чужих и родных людей, не боится и не стесняется незнакомых. Когда у младенца отбирают игрушку, он не выражает недовольство. Грудничок не имитирует действия взрослых.
Родителям нужно внимательно следить за состоянием грудничка. Чтобы не пропустить развитие болезни, надо ежемесячно проходить профилактический осмотр у педиатра.

Развивающие занятия и игры

В период бодрствования нужно играть с малышом, проводить обучающие занятия. Необходимо совершенствовать имеющиеся и развивать новые способности, навыки. Для этого рекомендуется приобрести ряд полезных предметов.

Для умственного, физического, сенсорного развития, совершенствования бытовых навыков у ребенка должны быть такие игрушки:

  • пирамидки;
  • погремушки;
  • деревянные либо пластмассовые разноцветные кубики;
  • мячики;
  • машинки;
  • ксилофон, пианино;
  • пластмассовые детские чашки, тарелки;
  • телефон;
  • мягкие игрушки (куклы, животные, персонажи мультфильмов).

Развивающие игры и занятия для десятимесячных детей:

[ads-pc-3]
  • машинки. Взять две машинки: одну дать ребенку, а вторую оставить себе. Катать по полу детские автомобили, приговаривая «би-би» или «ду-ду». Хорошо, если есть игрушечный грузовик. В нем можно катать плюшевого медвежонка или куклу. Игра развивает моторику и мышление;
  • телефон. Взять детский телефон, приложить трубку к уху и сказать: «Привет, это мама». Передать трубку ребенку и попросить его тоже что-то сказать («мама», «баба»). Малыш поймет, для чего нужен телефон. Игра способствует становлению речи;
  • мячик. Надо катать мяч по направлению к ногам малыша и обратно. Можно аккуратно подбрасывать игрушку. Также следует катать мяч к шкафу, кровати, мотивируя двигаться ребенка в определенном направлении. Игра развивает малыша в физическом плане;
  • колокольчик. Дать грудничку колокольчик и предложить издать с его помощью звонкий звук. Это способствует пониманию причинно-следственных связей.

Видео по теме

О развитии детей на 10 месяце жизни в видеоролике:

Таким образом, десятимесячные дети уже многое умеют. Это помогает им более детально изучать окружающий мир и совершенствоваться. Родителям важно проводить в период бодрствования грудничка развивающие игры и занятия. При этом нужно учитывать его физическое, умственное и психоэмоциональное состояние.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.