Раннее развитие детей: обзор популярных методик

Проблема интенсификации развития детей является актуальной и вызывает множество споров среди педагогов, психологов и педиатров.

Одни специалисты считают, что начинать обучать малыша нужно практически с самого рождения. Другие эксперты утверждают, что становление ребенка должно идти постепенно. Существуют разные методики развития детей.

Суть раннего развития детей

Любая программа развития заключается в создании условий, способствующих максимальному усвоению знаний. Это не только подготовка малыша к садику или школе, но и всестороннее, гармоничное становление.

Фото 2Это тренировка памяти, логического мышления, процессов синтеза и анализа информации, улучшение моторики, повышение концентрации внимания, укрепление мускулатуры, скелета, совершенствование речи.

Условия для раннего развития ребенка:

  • наполнение комнаты разными предметами, детскими пособиями, которые улучшают зрение, слух, развивают сенсорику;
  • активное общение родителей с малышом;
  • знакомство ребенка с художественными, музыкальными, литературными произведениями.

Методики общего раннего развития

Теория и методика воспитания и развития ребенка имеет свои особенности. Известно множество способов эффективного становления детей. Для классификации данных технологий применяется специальная система.

Она позволяет легко и быстро подобрать оптимальный вариант обучения малыша в зависимости от его возраста. Особенно такую систему рекомендуется использовать для дошкольников. Она помогает подготовить ребенка к поступлению в учебное заведение.

Дошкольный возраст классифицируется на несколько периодов:

Фото 3

  • младший. Характеризуется активностью движений, самостоятельностью, стремлением и упорством. Малыши капризничают, когда у них не получается достичь цели. Мышление в этом возрасте развивается недостаточно активно. Ребенок стремится решить задачу, не учитывая при этом свои способности, возможности, прочие обстоятельства;
  • средний. Дети этого возраста характеризуются любознательностью. Они совершают действия уже более продуманно. Внимание акцентируют на выраженных деталях, постоянно находятся в движении. Начинает развиваться логическое мышление;
  • старший. Дети активно усваивают новую информацию, расширяют кругозор. У них происходит психологическое и творческое развитие. Продолжает формироваться мышление.

Каждый возрастной период требует определенного подхода к развитию. При работе с детьми применяются особые системы, программы, методики, которые способствуют физическому, психическому и творческому развитию.[ads-mob-1]

Все методики классифицируются на три группы:

  1. словесные техники;
  2. наглядные методы;
  3. практические способы.
Методика общего раннего развития должна подбираться с учетом особенностей малыша. Благодаря ей можно достичь определенных результатов в отношении не только физически и психически здоровых детей, но и даунов, аутистов.

Как развивать речь?

Ранний возраст – особый период малыша. Первые годы являются наиболее подходящими для овладения родной речью.

На развитие речи влияют следующие факторы:

Фото 4

  • генетика;
  • течение беременности;
  • особенности родоразрешения;
  • психическое и физическое состояние;
  • функционирование ЦНС;
  • работа органов слуха;
  • атмосфера в семье;
  • речевое окружение;
  • крепость мышц, строение речевого аппарата.

Для детей первого года жизни сенсорный канал восприятия информации об окружающей среде является основным. Малыш получает данные через зрение, слух, осязание. Грудничку нужно давать как можно больше информации о мире. Осязание является первым чувством после рождения.

Необходимо выполнять массаж, пальчиковые игры, водные процедуры, гимнастику с малышом. Это даст ему знания о самом себе, теле. Для развития слуха и пополнения пассивного лексикона стоит чаще общаться с ребенком, включать ему музыку, комментировать все свои действия. Зрение помогает запоминать предметы, соотносить их с названиями.

Фото 5

Для совершенствования речевых навыков необходимо чаще разговаривать с малышом

Для его развития нужно располагать игрушки на разном расстоянии от малыша, привлекая его внимание. На становлении речи большое влияние имеет мелкая моторика. Это объясняется близким расположением в головном мозге речевых моторных и двигательных центров.

Для стимулирования развития мелкой моторики полезны пальчиковые игры, рисование, перебирание небольших предметов. Речь представляет собой результат работы мышц и органов речевого аппарата. Мускулатуру тренируют при помощи специальных упражнений.[ads-mob-2]

Чтобы речь формировалась правильно, стоит соблюдать такие рекомендации специалистов:

[ads-pc-2]
  • читать малышу интересные книжки с красочными изображениями;
  • отзываться на гуление ребенка;
  • подражать звукам, которые издает младенец;
  • брать ребенка с собой в новые для него места;
  • разговаривать с малышом во время ухода за ним, прогулки;
  • рассказывать ребенку потешки, детские стишки;
  • поощрять произношение новых слов;
  • учить младенца названиям предметов, именам родных;
  • обращать внимание на все, что издает звуки (транспортные средства, птиц, животных).

Чтобы ребенок включился в процесс развития речи, родителям стоит использовать в общении с ним упрощенные формы слов (например, «ту-ту», «дай», «гав-гав»). После года все предметы стоит учиться называть правильно.

Если в ответ на проезжающий поезд младенец скажет «ту-ту», то нужно отреагировать и сказать: «Да, поезд поехал». Ошибки в речи следует исправлять тактично, чтобы малыш не потерял доверие и не обиделся. Стоит обогащать упрощенную речь ребенка, выбирать описательный стиль общения.

Для развития речевых способностей очень важна игровая деятельность. Поэтому ежедневно нужно выделять время на обучающие занятия с малышом. Полезно использовать карточки Домана.

Системы физического воспитания

Система физического воспитания в ДОУ представляет собой единство задач, цели, методов, форм и средств работы, направленных на укрепление, развитие ребенка. Она строится с учетом психологических, возрастных особенностей детей.

Целью физического воспитания является формирование у малышей здорового образа жизни. Это создает все предпосылки для нормального развития моторики, психики, интеллекта. Большую роль играет воспитание со стороны родителей.

В первые годы жизни ребенка стоит решить такие задачи:

Фото 6

На втором-третьем году жизни повышается двигательная активность, самостоятельность ребенка, поэтому ставятся следующие задачи физического развития:

  • воспитание культурно-гигиенических элементарных навыков;
  • приучение к самостоятельному приему пищи;
  • формирование двигательных навыков;
  • развитие временных ориентировок в движении;
  • стимулирование проявления самостоятельности при выполнении бытовых действий.

Развитие движений должно проходить в период активного бодрствования. Следует выполнять гимнастику, гулять и играть с малышом.

Не существует идеальной программы, которая бы учитывала все стороны личности ребенка. Каждый малыш является индивидуальным. Поэтому конкретная методика может подходить одному ребенку и оказываться неэффективной для другого.

Современные развивающие приемы

Современные методики развития детей представлены в разных видах. Выбрав конкретный способ и решив регулярно проводить занятия, важно помнить, что результат будет виден не сразу (возможно, понадобится пару лет).[ads-mob-1]

Ниже приведены проверенные методики раннего развития малышей, которые применяются в садиках и подходят для домашнего использования:

[ads-pc-3]
  • методика Марии Монтессори. Суть заключается в поощрении самостоятельности при обучении в специально созданных условиях. Программа была разработана в XX столетии. Она предполагает индивидуальный подход к личности. Способствует раскрытию интеллектуального потенциала, развитию самостоятельности, целеустремленности;
  • методика Глена Домана. Помогает реализовать потенциал новорожденного. Предполагает проведение занятий в период максимальной активности коры больших полушарий головного мозга. Для обучения малыша применяются карточки с изображениями. Методика состоит из 4 компонентов: счет, физическое развитие, энциклопедические знания, чтение;
  • методика Зайцева. Представляет собой программу по обучению ребенка грамоте, английскому языку и математическим навыкам. Информация подается в игровой форме. Важное условие эффективной реализации методики – простая раскованная обстановка;
  • методика Масару Ибука. Суть заключается в том, что каждому малышу подбирается своя программа, которая учитывает имеющиеся навыки и умения, способности.

Видео по теме

О методиках раннего развития детей в видео:

Таким образом, существуют разные методики развития детей. Все они имеют свои положительные и отрицательны черты, эффективные при определенных условиях. Важно обеспечить ребенку гармоничное, всестороннее развитие.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.