Система Монтессори для самых маленьких — плюсы и минусы

Одной из самых популярных систем воспитания в настоящее время является система Монтессори, названная в честь ее разработчика – педагога и врача Марии Монтессори.

Система была разработана и предложена автором в начале прошлого столетия, но и сейчас она не потеряла своей актуальности, более того, находится на пике популярности.

Основная суть системы состоит в том, чтобы воспринимать ребенка с раннего возраста как отдельную личность, которая обладает способностями и имеет свои потребности.

Роль взрослого заключается в том, чтобы помочь развитию ребенка в нужном направлении, а со временем не мешать в самостоятельном и естественном стремлении познавать мир.

Воспитание базируется на принципе: «Помоги мне это сделать самому!». Основы данной теории: самостоятельность, естественное развитие ребенка, свобода в разумных пределах.

[ads-pc-2]

Сущность системы

Автор программы во время своих наблюдений определила наличие у детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет периода нормализации.

Это состояние ребенка, при котором происходит переход от девиантного поведения к фокусировке внимания на увлекающей его деятельности, что приводит к развитию и способности концентрироваться.

Возникает внезапная спонтанная дисциплина, когда ребенок продолжительно и с удовольствием трудится, помогает другим, спокоен, восприимчив.

После того как взрослый поможет достичь ребенку нормализации, он может отстраниться и наблюдать за саморазвитием ребенка.

Помощь взрослого состоит в том, чтобы сформировать подходящую среду, которая является ключевой составляющей в достижении нормализации. Подготовленная среда дает возможность ребенку поэтапно и мягко приобретать независимость от взрослого.[ads-mob-1]

Очень важно, чтобы дома или в учебном заведении мебель и инвентарь соответствовали возрасту, телосложению ребенка.

Занятия должны проходить в просторном, наполненном светом, хорошо вентилируемом воздухом помещении. Оформление должно быть выполнено в успокаивающих, нейтральных и не раздражающих цветах.

Необходимым условием является свободный доступ к воде. Соответственно, раковины и унитазы должны быть удобными для детей. В классе Монтессори обязательно наличие комнатных растений на доступной для детей высоте, чтобы дети имели возможность за ними ухаживать.

Расположение материала в свободном доступе «приглашает» ребенка к действию. Для стимуляции постройки взаимоотношений в группе каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Ребенок самостоятельно выбирает условия и окружение для своей деятельности с условием не мешать другим детям.

Этот интересный, нетрадиционный метод обучения, несмотря на то, что создан более ста лет назад, все еще вызывает споры относительно положительных и отрицательных сторон.

Плюсы и минусы

К плюсам системы относятся:

  1. Нацеленность на формирование свободной личности, проявляющей уважение к свободе окружающих людей.
  2. Предоставление возможности самостоятельно развиваться без назойливых вмешательств взрослых. Темпы учебы также выбирает сам ребенок.
  3. Запрет во время занятий критики и негативных оценок.
  4. Разновозрастной состав групп. В таких группах младшие быстрее развиваются, учась у старших, а старшие проявляют заботу о младших.
  5. Обучение малыша через игру. Увлеченный процессом ребенок более восприимчив.
  6. Акцентируется внимание на сенсорно-моторном развитии учеников, что, в свою очередь, стимулирует умственное развитие.
  7. Дети учатся принимать собственные решения.
  8. Система помогает хорошо развить навыки самообслуживания.

К минусам методики относят:

  1. Главный недостаток – это отсутствие развития воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков.
  2. Отсутствие сказок в процессе обучения. Формируемые с помощью сказок представления о жизни, добре и зле, взаимоотношениях между людьми заменяются сухим описанием предметов.
  3. Игровая деятельность в развитии ребенка также недооценена. По мнению Марии Монтессори, игрушки не практичны и только отвлекают, уводя от реальной жизни. Однако достоверно доказано, что игры имеют очень большое значение в развитии ребенка.
  4. Также немаловажным минусом является отсутствие авторитета педагога, так как взрослый воспринимается лишь помощником или наблюдателем. Такое отношение к преподавателю в будущем при дальнейшем обучении может вызвать проблемы.
  5. Отсутствие потребности прилагать усилия для получения знаний, что в конечном итоге приведет к нежеланию трудиться над собой и развивать свои способности.
  6. Возможно, после обучения по методике Монтессори могут возникнуть трудности при адаптации к школе.

Музыка и человеческий голос

Для знакомства детей с музыкой демонстрируются созданные Монтессори колокольчики. Они представляют собой сенсорный материал, который гармонично и естественно раскрывает музыкальный слух, вне зависимости от того, предназначено ребенку быть музыкантом или нет.

При использовании колокольчиков применяются вводные упражнения, направленные на освоение речи, которые концентрируют внимание учащегося на различении «модуляций человеческого голоса».

Колокольчики Монтессори

Также упражнения приучают детское ухо воспринимать различные шумы, улавливать самые легкие шорохи, отличать их от звуков и с неприятием относиться к резким и нестройным шумам.

Подобное воспитание ценно еще и потому, что воспитывает эстетический вкус и в высшей степени способствует выработке дисциплины в практической жизни.

Безопасность и комфорт

Трудно переоценить ощущение безопасности и комфорта у детей во время учебы. Ребенок должен быть уверенным в том, что ему ничто не угрожает, чтобы не отвлекаясь заниматься своим самопознанием и саморазвитием.

Сон

Желательно с самых первых дней практиковать естественную способность ребенка засыпать самостоятельно. Безопасной позой является поза на спине, но также важно, чтобы с первых дней малыш проводил некоторое время на животе, что укрепляет мышцы шеи, рук и ног.[ads-mob-2]

Примеры игр

Занятие «Самообслуживание: чистим ботинки»

Прививает бытовые навыки, обучает внимательности.

Для детей от 2,5 до 6 лет.

Используются: фартуки для мамы и ребенка, газета, детские ботинки и корзина (или коробка) со сложенными в нее щеткой для обуви, тряпочкой и губкой для блеска.

Занятие — чистим ботинки

Что делать:

  1. Постелить газету на пол, надеть фартуки. Предметы выложить из корзины в той последовательности, в которой они будут использоваться.
  2. Надеть ботинок на руку, упирая в газету заднюю часть, носком вверх.
  3. Со словами: «Сейчас я покажу, как надо чистить ботинки». Продемонстрировать ребенку, как правильно щеткой смести с одного ботинка грязь, а затем протереть его тряпочкой и губкой для блеска.
  4. Предложить ребенку сравнить два ботинка и попробовать почистить второй ботинок самому.
  5. После окончания занятия газету выбросить, снять фартуки, сложить предметы обратно в корзину и оставить ее возле входной двери.
  6. Пояснить ребенку, что это корзина для его обуви и что ботинки надо чистить каждый вечер.

Занятие «Усмирение стихии: игры с водой»

[ads-pc-4]

Обучает наблюдению.

Возраст: с 2 лет.

Используется: глубокая чашка, шампунь, венчик, две трубочки для мамы и ребенка.[ads-mob-2]

Что делать:

  1. Для начала предложить ребенку налить шампунь в небольшом количестве в чашку с водой, продемонстрировать, как взбивать пену, и пригласить ребенка повторить эти действия.
  2. Затем дуть в трубку – появятся пузыри. Объяснить малышу процесс и затем наблюдать, как он самостоятельно дует в трубочку, что может далеко не сразу получиться.

Заключение

Безусловно, система Монтессори довольно нестандартная, но она вызывает интерес. Взрослым, возможно, стоит, учитывая минусы, дополнять ее чтением сказок, ролевыми играми по мере потребности, которую, если внимательно наблюдать за ребенком, удастся не пропустить.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.