«Мама мыла раму»: в каком возрасте и как учить ребенка читать?

Все родители беспокоятся о том, чтобы их чадо развивалось правильно. Перед поступлением в школу многие спешат обучать кроху чтению и письму.

По мнению мам и пап, это благотворно влияет на адаптацию и успешность освоения программы. Но надо понимать, что всему свое время. Важно знать, когда лучше и как научить ребенка читать.

В каком возрасте начинать обучение?

Вопрос, со скольки лет учить кроху читать, волнует многих родителей. Некоторые мамы отдают предпочтение раннему развитию, начинают осваивать с крохой буквы с 2-4 лет. Такой подход имеет свои плюсы и минусы.

Преимущества раннего обучения чтению заключаются в следующем:

  • получение новой интересной информации;
  • тренировка мышления;
  • снижение нагрузки при поступлении в школу;
  • успешное, более быстрое освоение школьной программы;
  • повышение самооценки.

Психологи видят в раннем развитии детей ряд недостатков. Они отмечают, что психика малышей несформированная. Нервная система генетически запрограммирована на определенные стадии созревания структур мозга.[ads-mob-1]

Ускорять данный процесс не рекомендуется. Дети в 3-4 года неспособны понять, что такое «буква», «слог», «слово», «звук». В этом возрасте можно научить кроху складывать буквы в простые слоги. Но понять смысл слова ребенок неспособен. Читая простое предложение, кроха забудет его начало, еще не дойдя до конца. До 5-6 лет дети не могут усваивать абстрактные образы.

Средний дошкольный возраст является временем познания мира через игру. Именно в этот период дети развиваются психически, становятся более эмоциональными. В процессе игры они овладевают новыми знаниями и умениями. Малышам, которые не научились выражать свои эмоции и налаживать контакты с окружающими, приходится тяжело по жизни.

По мнению немецкого ученого доктора Х. фон Коля, психоневрологического профессора В. Гарбузова и других известных специалистов, проблема вундеркиндов заключается в их неспособности найти свое место в социуме.

Дети, которых начали обучать слишком рано, вырастают с рядом проблем: неврозами, расстройствами психики, вредными привычками. Развитие ребенка должно быть последовательным.

То, что малыш готов усваивать чтение, можно понять по таким признакам:

  • кроха говорит не только слогами, но и предложениями. У него осмысленная речь. Ребенок может выделить звук в нескольких словах;
  • у малыша хорошо развит фонематический слух;
  • отсутствуют логопедические проблемы;
  • ребенок знает значение понятий «право», «лево», мыслит пространственно.
Оптимальный возраст для начала обучения чтению, по мнению многих специалистов, составляет 6-7 лет. Некоторые дети проявляют интерес к буквам с 5 лет.

С чего начать?

Чтобы привить крохе любовь и интерес к книжкам, родителям рекомендуется каждый день читать сказки перед сном. Также полезно вслух рассказывать стихотворения. При таких условиях в дальнейшем обучение чтению будет для ребенка желанным и успешным. Каждый малыш хочет быть похожим на папу или маму. У многих родителей возникает вопрос, с чего начинать учить ребенка читать.[ads-mob-2] [ads-pc-2]Сначала стоит познакомиться с алфавитом. Для этого специалисты рекомендуют приобрести кубики с буквами. Возле детской кроватки можно повесить азбуку. Перед засыпанием ребенок будет видеть буквы, это способствует их быстрому запоминанию. Важно научить кроху на слух выделять звук из слога или слова.

Полезно играть с малышом в такие игры:

  • подели слова на слоги;
  • найти первый и последний звук в слове;
  • придумай слово на заданный звук.

Такие упражнения следует выполнять по 5-15 минут в день. Важно проводить их в игровой, соревновательной форме. Так малыш будет подготовлен к осмысленному чтению.

Популярные методики обучения чтению

Многих родителей интересуют методики как научить ребенка читать быстро и правильно. Важно подобрать подходящий для малыша вариант.

Кубики Зайцева

На таких изделиях присутствуют часто употребляемые слоги, буквы. Каждый кубик имеет свой цвет, размер, звучание. Вместе с буквами ребенок запоминает характеристики предмета.

К примеру, на маленьких кубиках изображены мягкие, на больших – твердые гласные, на железных – звонкие, на деревянных – глухие звуки. Методика подходит для детей разных возрастов. Способствует развитию мелкой моторики, слуха.

Недостаток данного подхода заключается в том, что дети проглатывают окончания слов, понимают фонетический состав неправильно. Поэтому нередко им приходится в школе переучиваться.

Фонематический метод

Данным способом пользуются воспитатели в детских садах и учителя начальных классов школы. Суть заключается в том, что сначала кроху учат произносить звуки и буквы, а потом – объединять их в слоги, слова. Из материала применяются буквари, азбука, карточки. Методика подходит для детей 4-5 лет. Обучение занимает много времени.

Карточки Глена Домана

Еще с грудного возраста крохе начинают показывать карточки со словами и картинками, проговаривая, что на них изображено. Дети воспринимают слова как целые единицы, а не как сочетание слогов.

Методика способствует развитию феноменальной памяти. Но нередко у детей, которых обучали по карточкам Домана, возникают проблемы с грамотностью, разбором слов по составу.[ads-mob-1]

Методика Марии Монтессори

Суть заключается в игре с буквами из шероховатой бумаги, наклеенными на картонные таблички. Взрослый называет звук, просит ребенка его повторить, а затем пальцем обводит контур буквы. Далее из букв составляются слова, фразы. Методика способствует развитию мелкой моторики. Подходит для групповых занятий.

Чтобы выбрать оптимальный способ обучения ребенка чтению, нужно попробовать на практике разные варианты. Важно, чтобы процесс проходил в приятной и спокойной обстановке. Проведение строгих уроков лишь сформирует у ребенка негативное отношение к учебе.

Что делать нельзя?

Некоторые родители, начиная обучение ребенка чтению, сталкиваются с протестом. В основном, проблема заключается в неправильном подходе к данному процессу.

Нельзя делать следующее:

  • заставлять кроху. Это может привести к капризности, нежеланию учиться, замкнутости. Нельзя подавлять волю ребенка;
  • проводить обучающие занятия, когда малыш болен, в плохом настроении;
  • кричать на ребенка, если у него что-то не выходит;
  • слишком долго проводить урок. Это приведет к переутомлению малыша, потери интереса, плохому усвоению материала. Оптимальная продолжительность занятия – 10-15 минут;
  • приступать к изучению новой буквы, слога, если ребенок плохо усвоил предыдущий урок;
  • просить кроху читать длинные предложения, если он не понимает их смысл;
  • устанавливать нормативы чтения, предъявлять какие-либо другие требования.

Специалисты дают родителям следующие рекомендации по проведению обучающих занятий с ребенком:

  • создавать уютную домашнюю атмосферу;
  • общаться с крохой доброжелательно и ласково;
  • малышам, которые выучили простые слова из 3-5 букв, нужно давать читать столько, сколько они смогут. Детям, которые знают 30 слов, лучше предлагать короткие тексты. Ребятам, хорошо читающим 60-80 слов, можно давать 1-2 страницы книги. Те которые знакомы с более чем 120 словами, надо предлагать прочесть текст в размере 2-8 страниц. Объем стоит наращивать постепенно;
  • если в школе задали 10 страниц, а для ребенка это много, то стоит ему помочь. Пускай он прочитает одну страницу, а мама или папа – следующую. Тогда обучающий процесс не вызовет у крохи негативных эмоций.

Букварь и другие полезные книги

Для обучения детей обычно применяют специальные материалы – буквари, азбуки, алфавит. Они делают процесс овладения навыками чтения интересным. Алфавит представляет собой определенную последовательность букв. Он имеет вид плаката. Является основой для создания азбуки и букваря.[ads-mob-2] [ads-pc-3]В азбуке каждая буква соотносится с картинкой: например, А – это аист, Б – баран, В – ворона, М – молоко. Представляет собой алфавит. Может содержать стихи, посвященные букве. Такой способ обучения нельзя назвать эффективным.

Ребенок ассоциирует определенную букву с образом. Так, крохе будет непонятно, почему слово «мама» состоит из чередования молока и аиста. Букварь – это первая книга, с которой ребенок сталкивается в школе.

Данное пособие помогает научиться читать слоги, слова, текст. Буквы расположены не в алфавитном порядке.

Сегодня пользуются популярностью следующие книги:

  • Азбука от Л.Н. Толстого;
  • Родное слово К.Д. Ушинского;
  • Букварь Жуковой Н.С;
  • Букварь E. Бахтиной.
Первая азбука была напечатана в 1574 году Иваном Федоровым. Она ускорила процесс обучения детей. Спустя сто с лишним лет появился первый букварь.

Стоит ли использовать видеоуроки?

Для обучения ребенка чтению сегодня существуют специальные видеоуроки. Их можно приобрести в магазине либо скачать в интернете. Обучение проходит интересно, доступно и легко.

В материале применяются популярные мультфильмы. Есть видеоуроки, позволяющие выучить буквы, приобрести навык читать по слогам. Могут использоваться различные методики.

Обучающий видеоматериал нередко помогает в овладении техникой скорочтения. Важно заниматься с крохой систематически.

Видео по теме

Сборник видеоуроков, как научить ребенка читать:

Таким образом, существуют разные методики обучения ребенка чтению: кубики Зайцева, карточки Домана, игра с буквами, предложенная Марией Монтессори. В качестве материала стоит использовать азбуку, букварь, видео-уроки. Лучше начинать процесс обучения чтению с 5-7-летнего возраста.

До этого момента нужно определенным образом подготавливать кроху: показывать ему алфавит, читать сказки перед сном, детские стишки. Обучение должно проходить в форме игры, тогда оно не будет вызвать сопротивление, пройдет легко и интересно для ребенка.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.