Несколько слов о “кнуте”, или как правильно наказывать ребенка без вреда для его психики

Фото 1

Наказание необходимо для того, чтобы ребенок мог осознать свои негативные поступки, оценить их уже случившиеся или возможные последствия, а также найти выход, который поможет все исправить.

Это учит обдумывать свои действия наперед, соблюдать нормы поведения в обществе и в конкретной семье, а также строить причинно-следственные связи.

Но чтобы добиться всех перечисленных целей, родителям важно знать, как правильно наказывать ребенка в разных ситуациях.

В каком возрасте можно вводить “санкции”?

Фото 2Психологи утверждают, что до двух лет мозг ребенка просто не способен понять причинно-следственную связь между совершенным проступком и последовавшим за ним наказанием.

Такое осознание приходит ближе к 3 годам. Это значит, что до достижения указанного возраста строгие меры дисциплинарного воздействия практически не работают.

Однако, правила поведения должны существовать: если ребенок бьет маму или сильно стучит по зеркалу, это недопустимо, поэтому взрослые могут строгим (но не злым) голосом объяснить, что подобные действия запрещены. По мере взросления малышу нужно запоминать, что находится под запретом, например, попытки отнять игрушки у других детей или засунуть что-нибудь в розетку.

Если после многократного объяснения недопустимых действий ребенок продолжает шалить в этом же направлении, например, каждый день дергает кота за хвост, значит, можно переходить к наказаниям.

Отсутствие решительности со стороны взрослых — будет не верной позицией родителей в процессе воспитания. Если за баловством не следует никаких дисциплинарных мер, оно будет расти и шириться.

За что можно наказывать, а за что — нет?

Конкретный список того, за что ребенок должен нести дисциплинарную ответственность, зависит от семьи, ее принципов, уклада, отношений между членами ячейки общества. Ведь то, что принято в одном доме, может считаться абсолютно неприемлемым в другом.

Основное правило: перечень запретов, нарушение которых приведет к наказанию, должен быть оговорен заранее. Если проступок совершен впервые, а ребенок не знал, что так делать нельзя, от жестких мер придется отказаться. А вот если однотипная ситуация повторяется второй, третий или последующий разы, тогда родителям придется наказать юного шалуна.

Несколько примеров того, за что наказывать не стоит:

  • возрастные и физиологические особенности, например, промахи в процессе приучения к горшку, страхи, повышенная активность, не слишком хорошая память и т.д.;
  • стремление изучить окружающий мир. Например, если ребенок разобрал на части какой-то прибор, он просто хотел узнать, из чего он состоит. А провалившись в лужу после дождя, скорее всего, пытался выявить ее глубину;
  • за неосторожность. Если юный член семьи пришел с улицы грязный или разлил на кухне чай, например;
  • за эмоции. Если ребенок ревнует маму к новорожденному брату или сестре или хочет получить такую же машинку, как у соседского мальчишки, это нормальные проявления, наказывать за которые — неправильно;
  • за все, что связано с болезнью. Если ребенок отравился, и рвота попала на дорогой диван или малыш страдает от нервоза, побороть который — не в силах, едва ли можно применять за это какие-либо дисциплинарные меры;
  • за то, что первоначально имело добрый умысел. Например, ребенок решил помочь маме и пропылесосить дом, а в процессе разбил дорогую вазу, стоявшую на полу.

Также не стоит наказывать в следующих случаях: утром или перед сном, во время болезни, при наличии плохого настроения у родителей, в момент трапезы юного члена семьи.

Меры наказания в разном возрасте

Как правильно наказывать ребенка, во многом зависит от возраста, ведь едва ли кто-то будет читать двухлетке нотацию или ставить в угол подростка.

Фото 3Приведем несколько наиболее эффективных мер (по мнению психологов):

  1. изоляция. Подходит для малышей. Задача: посадить провинившегося одного в комнате, без гаджетов, игрушек, телевизора. Каждая минута такой изоляции детям кажется вечностью. Если шалуну 5 лет — достаточно 5 минут, если 6 — 6 и т.д.;
  2. лишения привилегий. Лучше всего способ работает с подростками. За проступок можно отнять планшет, карманные деньги или прогулки с друзьями. На сколько — зависит от тяжести совершенного деяния;
  3. общественные работы. Отлично подходит для школьника. Наказанный может вымыть посуду, пол или выполнить любую другую работу;
  4. исправление ситуации. Возраст может быть любым, главное, чтобы это было под силу ребенку;
  5. ставить в угол. Это один из самых эффективных приемов для дошколят, хотя некоторые современные специалисты и считают способ устаревшим;
  6. лишение приятного — конфет после обеда, воскресного похода в парк или прочего, что ребенок любит и желает.

Некоторые специалисты советуют дать ребенку испробовать ситуацию на собственном опыте (в рамках разумного). Если очень хочется разобрать игрушку, стоит ребенку позволить это сделать, предупредив о последствиях того, что потом предмет детского интереса будет не пригоден для дальнейшего использования.

Как, не наказывая, сохранить родительский авторитет?

Существуют родители, которые почти (или даже совсем) не применяют наказательных мер к своим детям. И это вовсе не значит, что они не совершают проступков, просто мамы и папы сохраняют свой авторитет другими способами.

Приведем несколько важных правил для тех, кто не хочет применять наказаний:

Фото 4

  1. важно в любой ситуации сохранять спокойствие, непоколебимость и не повышать голос. Четкое разъяснение совершенной ошибки иногда в разы эффективнее отправления в угол с криками;
  2. частая похвала за хорошие дела. Те, кого нередко поощряют, стараются вести себя лучше без лишних напоминаний;
  3. положительный пример взрослых. Если мама и папа не нарушают каких-то запретов, детям их соблюдать тоже не так сложно;
  4. отсутствие ультиматумов и приказов. Гораздо эффективнее, если правила подаются в виде просьбы, например, «я очень хочу, чтобы ты постарался не кричать громче всех на детской площадке»;
  5. обсуждение наедине. Гораздо эффективнее, если воспитательная беседа проводится не при свидетелях, а тет-а-тет.
Родителям важно помнить, что дети должны чувствовать их любовь даже тогда, когда наказаны. А больше всего они нуждаются в ней после «отбытия» срока, предусматривающего определенные ограничения.

Запрещенные приемы

Правильное наказание детей — наука. Этому посвящены целые книги и труды многочисленных специалистов. Есть несколько важных моментов, которые нужно запомнить родителям.

Приведем самые распространенные ошибки:

  1. отсутствие договоренности. В семье должна вестись единая наказательная политика. То есть, если мама поставила провинившегося в угол, а папа пришел и отменил ее решение, это — неправильно. Юный член семьи быстро и легко научится пользоваться подобными лазейками;
  2. несоблюдение шкалы строгости. Нельзя наказывать слишком жестко, если проступок был незначительным. Во-первых, это несправедливо. Во-вторых, непонятно для самого провинившегося;
  3. нельзя лишать базовых потребностей. Если ребенка за проступок ограничивают в еде, прогулках на свежем воздухе или чем-то подобном, то это уже жестокое обращение (не дать любимый десерт — можно вполне);
  4. отсутствие длительности наказания. Если у ребенка забирают, например, планшет или другой гаджет, должно быть четко указано: на сколько часов или дней. Отсрочка также недопустима (то есть: сегодня нашкодил — наказали завтра);
  5. оскорбления. В порыве гнева родители могут всячески обзывать ребенка и пророчить ему недостойное будущее (работу дворником или что-то подобное). Такое поведение взрослых психологи считают неприемлемым, ведь плох не сам ребенок, а его поступок;
  6. сравнение. Нельзя рассказывать, что соседняя девочка, мама в далеком детстве или кто-то еще так себя не ведут. Это унижает достоинство маленького человека и заставляет его усомниться, что родители его любят и ценят;
  7. злопамятность. Если неделю или месяц назад был разбит папин ноутбук, а ребенок понес за это наказание, не стоит вспоминать и попрекать этим всю жизнь;
  8. отсутствие объяснений. Иногда дети просто не понимают, за что их наказывают. Родителям нужно всеми способами донести: почему этот поступок плох, какие он последствия имел или мог иметь и т.д.;
  9. шлепки, удары и другие меры физического воздействия;
  10. унижение прилюдно, особенно при посторонних;
  11. отсутствие желания исправить ситуацию. Если ребенок нахамил соседке, можно пойти вместе с ним к ней, предварительно купив что-то вкусненькое, и постоять рядом, пока будут приноситься извинения. А чтобы убрать пятна с разрисованного дивана, стоит предложить юному художнику губку, воду и моющее средство.

Важно, чтобы в семье был свой ритуал применения. Когда штраф «отбыт», стоит поговорить с ребенком, попить вместе чай, крепко обняться, сходить на прогулку или прочее.

Видео по теме

Доктор Комаровский о том, как правильно наказывать детей:

Наказания, особенно, если они жесткие, запомнятся ребенку на всю жизнь. Также они могут принести непоправимый вред детской психике. При избрании дисциплинарных мер родители должны помнить, что ни разбитые ценности, ни двойка в школе, ни драка с одноклассниками не стоят этого.


Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

2 × три =