Умения и навыки ребенка в 3 года, или что должен знать и уметь делать малыш

Фото 1

Малыш взрослеет на глазах. Многие детки в три года умеют ловить отскочивший мяч, взбираться на небезопасный игровой тренажёр расположенный на детской площадке, и даже прокатиться на трёхколёсном велосипеде.

Но самое главное — кроха начинает играть и общаться со сверстниками. У него появляются первые друзья.

В это время у малыша бурно развивается фантазия и живое воображение, формируется осознание собственного «Я». Что должен уметь ребёнок в 3 года, какие навыки приобрести, чтобы стать полноценной личностью?

Физическое развитие ребенка в три года

В этот период малыш уверенно владеет своим телом, отлично координирует движения, продолжает улучшать прежние навыки и готов к дальнейшему обучению. В отечественной педиатрии разработаны следующие нормативы физического развития трёхлетнего крохи.

Мальчики Девочки
Вес (кг) 13,5-17,5 12,6-17,1
Рост (см) 91,0-102,0 91,0-101,5
Окружность головы (см) 48,8-52,3 47,8- 51,2
Окружность груди (см) 50,0-55,1 49,2-56,0

Особенности физического развития ребенка в 3 года:

Фото 2

  • кости и суставы пока мягкие и легко деформируются. Позвоночный столб неустойчив. Часто у деток этого возраста развивается сколиоз (позвоночник смещается в сторону). Чтобы сохранить правильную осанку, малышей нельзя сажать до 6 месяцев, а беря на руки нужно поддерживать им головку и спинку;
  • мышечная масса увеличивается;
  • просветы дыхательных путей по-прежнему узкие. Слизистая оболочка, выстилающая их поверхность, уязвима. Поэтому для трёхлеток характерны частые воспаления органов дыхания;
  • артериальное давление (АД) ниже, чем у взрослых, поскольку сосуды ребёнка эластичны, их просвет больше, капиллярная сеть разветвлена сильнее. Среднее значение АД –110/70 мм.рт.ст.;
  • нервные процессы характеризуются выраженным усилением. Возбуждение значительно преобладает над торможением. Поэтому здоровый 3-х летний ребёнок может быть активным 3-4 часа подряд. Но при этом его внимание неустойчиво, а эмоциональность резко выражена;
  • развитие центральной нервной системы продолжает совершенствоваться. Малыш умеет анализировать происходящее, осознавать суть причинно-следственных связей.

Перечисленные особенности физиологического развития носят условный характер. Каждый ребёнок прогрессирует в рамках своей программы, однако отклонения от нормы должны быть незначительными.

Фото 3Режим трехлетки, по-прежнему включает 10-11 часов ночного сна и 1-1,5 часа отдыха днём. Случается, что кроху днём сложно уложить. Придерживаться режима нужно, но и заставлять малютку спать, было бы неправильно.

Если дитя отказывается от «тихого часа», то это время следует заменить чтением книжки, а к ночному сну добавить недостающие 2 часа.

Сбалансированное питание — ещё один важный момент в нормальном развитии крохи. У трёхлеток активно формируется скелет и мышечная ткань, развиваются все органы. Поэтому рацион ребёнка должен быть сбалансированным и максимально полезным.

В этом возрасте у детей формируются вкусовые пристрастия, и если карапуз увлекается «неправильной едой», то родителям следует убедить маленького привереду, что полезная пища — это прекрасно.

К 3 годам малыш уже много умеет. Но если замечено явное отставание в развитии или полное отсутствие ряда навыков, следует без промедления обратиться к специалисту, чтобы успеть исправить недочеты.

Что должен знать и уметь делать малыш?

Развитие трёхлетних деток идёт стремительно, их умения совершенствуются каждый день. Что должен знать ребенок в 3 года?

Мышление и память:

  • строить простейшие логические цепочки, руководствуясь своими наблюдениями и рассказами взрослых. Например, если на улице появились лужи, значит, прошёл дождь;
  • сравнивать предметы, группировать их по общему признаку, замечать сходства и различия;
  • помнить события, случившиеся недавно: ребёнок может рассказать, чем занимался вчера утром или днём;
  • решать простые логические задачи: выявлять лишний предмет из заданного ряда;
  • различать до 10 цветов, уметь их называть;
  • собирать пазлы, состоящие из 2-4 элементов или складывать картинку из составных кубиков;
  • осознавать целостность предмета. Например, знать, что у дома есть стены, крыша, окна и т.д.;
  • правильно собирать пирамидку;
  • находить и называть недостающие части у предмета;
  • запоминать несложные потешки или стишки;
  • рассказать по памяти, что было изображено на картинке по наводящим вопросам;
  • расставлять предметы по размеру: от большего к меньшему. Группировать их по форме и цвету;
  • описывать предмет, составляя простые предложения.

Фото 4Математика и аналитика:

  • считать до пяти;
  • знать свой возраст и показывать соответствующее числу количество пальцев;
  • находить предмет по месторасположению, усвоив понятия «высоко», «низко», «близко», «далеко»;
  • знать основные геометрические формы (треугольник, квадрат, круг) и находить объекты схожие с ними по виду;
  • сравнивать 2 или 3 предмета по длине, высоте и ширине.

Психическое и эмоциональное развитие:

  • становление самостоятельности;
  • длительное и вдумчивое наблюдение за предметами и событиями, которые показались интересными;
  • развитие воображения: участие в ролевых играх, придумывание историй;
  • способность перевоплощаться в героев любимых сказок. Умение сопереживать;
  • активное взаимодействие со сверстниками, осваивание коммуникативных навыков.

Что должен уметь ребенок в 3 года? В этом возрасте детки проявляют полную самостоятельность передвижений, помощь взрослых уже не требуется.

Фото 5Малыш должен уметь:

  • стоять или прыгать на одной ножке;
  • наклоняться, приседать и раскачиваться;
  • спускаться или подниматься по лестнице;
  • взбираться на невысокие горки;
  • перепрыгивать через препятствия либо пролезать под ними;
  • играть в мяч;
  • уверенно держать в руке карандаш и рисовать прямые линии;
  • резать бумагу ножницами;
  • раскрашивать картинки;
  • нанизывать бусины на нить;
  • лепить из пластилина шарики;
  • рисовать красками.

Специалисты рекомендуют продолжать развитие мелкой моторики и делать это вплоть до школьного возраста. Такая практика выработает у малютки четкость движений, и он быстрее научится правильно держать карандаш, а затем и ручку при письме.

Период с 3 до 4 лет считается самым продуктивным в плане освоения детками новых умений. К четырём годам многие малыши знают почти все цифры и печатные буквы.

Воспитать в ребёнке усидчивость, самостоятельность, внимание и логику помогут дидактические игры со счётными палочками.

Как должен разговаривать?

Фото 6Речь трехлетки продолжает совершенствоваться. Если в 2 года малыш знал порядка 300 слов, то к 3 годам его лексикон расширился до 1000.

Кроха понимает речь окружающих, чётко произносит большинство звуков, строит простые предложения, используя в них предлоги. Длинные слова могут произноситься ребёнком искажённо — «лисипед» (велосипед), ребёнок часто путает порядок слогов — «гамазин» (магазин).

Сложность вызывает сочетание 2-х согласных звуков подряд. Малыш просто «разбавляет» их гласной — «зинаю» (знаю). Осваивая новые слова, детки четвёртого года жизни устанавливают закономерную связь между предметами и явлениями.

Так происходит осмысление лексики родной речи, которая состоит из фраз. Предложение включает 3-4 слова: «Я рисую мишку». Часто детки неправильно ставят падежные окончания, говоря, «у меня много конфетов».

Артикуляционный аппарат укрепляется: движения губ, языка, нижней челюсти становятся более скоординированными. Если раньше согласные буквы смягчались, то теперь они произносятся крохой правильно: «молоко», а не «маляко». Осваиваются длинные слова: «бутылка», «колобок».

Для этого возраста характерны следующие нарушения звукопроизношения:

Фото 7

  • нечёткий звук [ц], [ч’] : «тяй» (чай), «тсыплёнок» (цыплёнок);
  • искажённое произношение шипящих и свистящих звуков или их замена: «нозик» (ножик);
  • отсутствие в речи звуков [р], [л], замена их смягчённым «л»: «вожка» (ложка), ыба (рыба).

В трехлетнем возрасте допустима перестановка и пропуск слогов в сложных словах: «фиолетовый, «здравствуйте», «пожалуйста».

Но это не страшно: к окончанию данного возрастного периода недочёты будут преодолены. Трёхлетний малыш пока не в состоянии связно объяснить то, что наблюдал, пересказать полюбившуюся сказку. Детские фразы просты, высказывания не развёрнуты.

Глядя на картинку, ребёнок может лишь перечислить всё, что на ней видит: «Тут котик. Он спит. Котик пушистый». Детки этого возраста легко запоминают стишки и с удовольствием их декламируют.

Бытовые навыки и умения

Малыш в 3 года стремится к самостоятельности. Его любимая фраза: «Я сам».

Бытовые навыки достаточно развиты, все необходимые повседневные процедуры кроха выполняет без посторонней помощи,он умеет:

Фото 8

  • одеваться и раздеваться. Некоторые детки, обуваясь, различают правую и левую ногу;
  • просовывать руки в рукава платья, куртки или рубашки;
  • застёгивать и расстегивать пуговицы;
  • убирать игрушки, расставляя их по местам: куклу – в домик, кубики – в коробку;
  • отличать свои вещи;
  • раздеваться, приходя домой;
  • складывать вещи в шкаф;
  • есть ложкой. Некоторые малыши «осваивают» и вилку;
  • пить из чашки;
  • умывать лицо и чистить зубы под присмотром взрослых;
  • мыть руки после прогулки и перед едой, затем вытирая их полотенцем;
  • пользоваться горшком.

Дети в 3 года готовы помогать взрослым в любом деле. Такие желания следует поощрять, предлагая крохе заправить постель, протереть пыль, убрать с пола крупный сор. Часто родители не разрешают малышу находиться на кухне, считая, что он обязательно всё испачкает, испортит или поранится.

Фото 9Это неправильно. Трёхлетний ребёнок вполне может помочь маме, доставая продукты из пакетов, участвуя в лепке пирожков или фигурок из теста.

Такое занятие развивает математические способности и даёт малышу почувствовать причастность к делам взрослых. Все перечисленные навыки прививаются крохе близкими людьми.

Если ребёнок не умеет выполнять некоторые процедуры или делает их плохо — это недочёт родителей.

Некоторые трёхлетние дети узнают своё имя по форме букв.

Как развить навыки самообслуживания?

Любой, даже незначительный труд, должен приносить ребёнку радость. Поэтому навыки самообслуживания следует прививать малютке постепенно, в игровой форме и с учётом возрастных особенностей. Примером для подражания должны стать родители.

Фото 10Чтобы малыш мог самостоятельно одеваться, следует показать, где у колготок пятка, а где носок и как правильно просовывать в них ножку; объяснить, что у кофточки есть лицевая сторона и изнанка.

Карапуз должен самостоятельно умываться, поэтому взрослым следует показать ему, как намыливать руки, затем промывать их, удаляя пену, стряхивать ладошки перед раковиной, чтобы не забрызгать окружающих и протирать их насухо полотенцем.

Обучая кроху владению ложкой, можно разыграть сценку: взять куклу и мишку, изображая, как одна игрушка «учит» другую пользоваться столовым прибором. Аккуратность в еде прививается в процессе сервировки стола. Застелив красивую скатерть, следует предложить ребёнку салфетку, это придаст ситуации торжественности, и малыш сразу станет внимательнее.

Если ребёнок испачкает салфетку, нужно заменить её новой: малютке стает неловко, и он будет впредь есть аккуратно. Такие простые манипуляции воспитывают в детках дисциплинированность и самостоятельность. Освоенные навыки позволят непоседам комфортно чувствовать себя в детском саду, помогут в общении с друзьями.

Прививая ребёнку самостоятельность, родителям нужно учитывать следующие моменты:

  • избегать поторапливаний и одёргиваний. Малышу нужно время для освоения навыка. Очень важно не ругать кроху публично. Это нанесёт самолюбию ребёнка серьёзный удар и отобьёт желание продолжать учёбу;
  • не скупиться на похвалу. Когда родители часто восхищаются достижениями крохи, он чувствует мощную поддержку. Важно замечать и одобрять каждое, даже незначительное достижение карапуза, будь то «работа» ложкой во время еды или обычная уборка игрушек. Ребёнок должен чувствовать, что взрослые радуются его успехам и уверены в его силах. Следует помнить, что чрезмерная похвала пагубно влияет на характер малютки;
  • проявление самостоятельности должно оставаться в рамках общепринятых норм. Например, ребёнок заметил, как папа подарил маме красивый букет и решил сделать также – сорвал с клумбы цветы. Как поступить правильно? Сначала нужно поблагодарить малютку за щедрость, а затем выразить огорчение способом достижения результата. После чего следует совместно с ребёнком искать приемлемые варианты разрешения ситуации: предложить сделать аппликацию, нарисовать цветы или помочь папе выбрать букет. Только так малыш поймёт, что его действия не выходят за рамки принятых правил;
  • проявлять терпимость. Не стоит второпях собирать игрушки, потому что давно пора спать, или помогать малышу одеваться, поскольку можно опоздать в садик. Надо подождать несколько минут, давая ребёнку возможность самостоятельно справиться с задачей. Не следует нервничать, если в ванной несколько дней царит беспорядок, зато малыш научится умываться самостоятельно. Чем больше будет практики, тем быстрее пойдёт процесс обучения;
  • помнить про безопасность. Ребёнка нельзя оставлять одного. Нужно обсудить с ним границы дозволенного, объяснив, почему опасно включать плиту или резать хлеб ножом. Запреты крохе вряд ли понравятся, но в результате он усвоит правила.

Видео по теме

Что может знать и уметь ребенок в 3 года? Ответы в видео:

Развитие малыша в 3 года во многом зависит от родителей и требует затрат времени, физических и душевных сил. Дел масса: расширять кругозор карапуза, развивать его речь, учить петь, слушать музыку и танцевать. В развитии крохи, мелочей быть не может.


Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

пятнадцать − четырнадцать =

×
Рекомендуем посмотреть