Простые логопедические упражнения на звук «Л», или как научить ребенка говорить букву правильно

Не выговаривание звука [Л’] — самый частый недостаток детской речи. Малыш может заменять неудобную букву другой согласной или звуком, говоря вместо «лужа» – «вужа», «плаваю» – «пуаваю» либо вообще её игнорировать: «лев» – «ев», «лиса» – «иса».

До пятилетнего возраста отсутствие ряда букв в лексиконе младенца не является большой проблемой. Однако дефект речи нужно исправлять быстро, не затягивая ситуацию.

Как научить ребенка говорить букву Л, чтобы к школе его речь была правильной?

Почему ребенок неправильно произносит звук?

Звук [Л’] считается сложным и осваивается крохой в последнюю очередь.

Если к 5 годам речевые нарушения сохраняются, то возможно причина кроется в следующих ситуациях:

  • кто-то из близких произносит «Л» неправильно, а малыш ему подражает;
  • слабое фонематическое восприятие. 3-5 летний малыш уже различает на слух все виды согласных: шипящие, глухие, звонкие и др. Даже когда он не может их правильно произнести, то на картинке должен верно указать мышку или мишку. Если у крохи неразвит фонематический слух, в дальнейшем обязательно возникнут трудности с письмом и чтением. Различать все звуки нужно уметь к 4 годам;
  • семья разговаривает на 2-х языках. Это всегда риск для развития речевых нарушений. В этой ситуации считается нормой, если оба языка осваиваются с небольшой задержкой;
  • короткая уздечка языка. В норме для 5-6 летних деток её длина должна составлять 8 см. Если выявлено укорочение или утолщение уздечки, то обязательно будут сложности с произношением «Л». Проблема решается либо хирургическим путём, либо консервативно при помощи артикуляционной гимнастики.

Выяснить причину неправильного произношения поможет консультация логопеда или стоматолога.

Специалисты отмечают, что только 10% малышей в возрасте 4-5 лет могут чисто проговаривать звук [Л’].

Как правильно организовать занятия в домашних условиях?

Если логопед не обнаружил у малыша проблем с артикуляционным аппаратом, можно попробовать поставить звук [Л’] в домашних условиях. Чтобы упражнения по коррекции были эффективными, родители должны помнить, что лучший способ обучения ребёнка — игра.

Вот несколько простых правил, соблюдение которых сделает уроки увлекательными и результативными:

  • разговаривать с ребёнком на равных и уважительно, отвечать на все его вопросы. Это поднимет его самооценку и простимулирует к дальнейшему обучению;
  • чётко и внятно произносить каждое слово или слог. Родитель — пример для подражания, и малыш постарается повторить звуки правильно;
  • проводить занятия в форме сказок, разыгрывая маленький спектакль. Это увлекает ребёнка, и любая информация усваивается им лучше и легче;
  • не затягивать обучение. Если чувствуется, что малыш утомился, следует прекратить уроки. Не рекомендуется проводить занятия в качестве наказания, – как воспитательная мера, это не принесет никакого результата;
  • очень важна регулярность упражнений. Их следует проводить 3-5 раз в день. Для уроков лучше выбирать время, комфортное для ребёнка, так можно добиться ощутимых успехов.

Необходимо ценить в малыше личность, не насмехаться над ним. Хвалить за каждый, даже самый незначительный успех и он быстро научится правильно произносить непослушную букву «Л» без посторонней помощи.[ads-mob-1]

Правильная артикуляция

Скорректировать неправильное произношение звуков поможет артикуляционная гимнастика. Она необходима, чтобы натренировать язык, растянуть уздечку, размять губы и щёчки малыша. Всё это подготовит его речевой аппарат к чёткому и твёрдому выговариванию слов.

Основы правильной артикуляции:

  • губы растянуты в улыбке, зубки чуть прикрыты. Кончик языка упирается в верхние центральные резцы или десну;
  • освоение речевого дыхания: ребёнок издаёт звук, сильная струя воздуха огибает языка и выходит изо рта. Это важный момент. Речь происходит на выдохе, поэтому неправильное распределение воздуха сильно искажает произношение. Развить дыхание помогает игра с мыльными пузырями. Важно, чтобы кроха набирал воздух в лёгкие, а не в щёки;
  • голосовые связки сомкнуты. Прислонить ладонь к горлу: при произношении звука [Л’] будет чувствоваться вибрация.

Дети — большие любители погримасничать, можно использовать это, обучая ребёнка правильному выговариванию буквы «Л»:

[ads-pc-1]
  • улыбка. Попросить кроху широко улыбнуться, не разжимая при этом губы. Продержаться нужно 8-10 сек. Повторять упражнение 6-7 раз в день;
  • лошадка. Малыш старается имитировать цоканье копыт. Пусть ребёнок улыбнётся, приоткрыв ротик, и в таком положении пощёлкает языком, сначала медленно, затем всё быстрее. Работать должен только язык, нижняя челюсть не двигается;
  • маляр. Язык поглаживает нёбо, как будто красит его. Движения: от зубов и вглубь рта;
  • качели. Поочередно толкать кончиком языка верхние и нижние зубы, постепенно увеличивая темп. Нужно сделать 6-8 повторов. Цель упражнения — научиться быстро менять положения языка. Этот навык пригодится для осваивания слогов, где буква «Л» сочетается с гласными: «ла», «ло», «ил», «ул» и др.;
  • варенье. Ротик приоткрыт. Языком малыш облизывает верхнюю губу: вверх-вниз. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться. Если упражнение не получается, то сперва надо научить кроху держать расслабленный, высунутый язык на нижней губе. Можно предложить посоревноваться с крохой, кто дольше продержится в этом положении. Затем язычок можно поднять, дотрагиваясь им до верхней губы;
  • трубочка. Сворачивать язык в трубочку как можно сильнее;
  • чистим зубы. Двигать язык по внутренней стороне верхнего ряда зубов: справа-налево и обратно;
  • ветерок. Рот приоткрыт в улыбке. Ребёнок прикусывает язык и выдувает воздух. Должно образоваться 2 струи. Для проверки правильности выполнения упражнения, можно поднести ко рту пёрышко или ленточку, это простимулирует и разнообразит занятие ребенка;
  • пароходный гудок. Малыш открывает рот и длительно произносит звук [Ы’]. При этом кончик языка опущен и находится в глубине рта, а его спинка приподнята к нёбу;
  • грибок. Выполняется путем сильного прижатия языка к нёбу.

Все упражнения проводятся вместе перед зеркалом: малыш должен видеть движения родителей и повторять их. Цель занятий — развить подвижность языка и правильно отрегулировать воздушный поток на выдохе.[ads-mob-2]

Пошаговая инструкция, как научить малыша правильно выговаривать букву

Прежде чем обращаться за помощью логопеда, можно попробовать самостоятельно научить ребёнка правильному произношению:

  • первый шаг: показать малышу, как правильно выговаривать букву «Л»: язычок прижат к верхним зубам, губы улыбаются, зубки чуть-чуть видны. Если при этом нужное произношение не достигается, можно научить ребёнка отрывисто и чётко произносить звук [Ы’]. Когда этот этап будет освоен, двигаются дальше;
  • шаг второй. Мягкий звук [Л’] легко даётся, если освоено его твёрдое произношение. Как научить ребёнка выговаривать «Л» твёрдую – зажать (прикусить) кончик языка зубами и попросить его сказать «Ы»;
  • третий шаг. После того как правильное звучание было услышано, малыш переводит кончик языка снова к верхним зубкам и отрабатывает чёткое произношение;
  • шаг четвёртый. К букве «Л» добавляются гласные звуки: «ла», «лу», «лы», «ло» и др. После успешного освоения прямого сочетания, переходят к навыкам обратного произношения звуков — «ал», «ул», «ыл», «ол»;
  • шаг пятый. Закрепление материала. Когда малыш освоил звучание слогов и слов, можно подобрать стихи, где буква «Л» встречается часто.

Доктор Е.Комаровский рекомендует петь вместе с ребёнком. Гармоничные звуки не только научат кроху менять ритм и тональность, но и разовьют речевой аппарат. Лепка, рисование тонкими карандашами, вырезание аппликаций, пальчиковые игры, всё это способствует интеллектуальному развитию малыша и стимулирует нервные окончания, улучшая становление речевых навыков.

Первое время надо следить за тем, чтобы малыш чаще использовал звук [Л’] в своем лексиконе, пока привычка не перерастёт в навык.   

Когда необходима помощь логопеда?

Иногда домашние занятия по корректировке звуков не дают результата, причины могут быть следующие:

[ads-pc-3]
  • русский язык в семье не является родным, поэтому взрослые говорят с акцентом;
  • малыш не смог освоить правильное произношение после длительных упражнений;
  • кто-то из взрослого окружения имеет дефект дикции и не может проводить занятия.

Поскольку устранить проблему самостоятельно не получилось, следует обратиться к помощи специалиста. Постановка звуков — это особое мастерство, которое приходит только с опытом.[ads-mob-1]

Логопед осмотрит и прослушает маленького пациента и предложит посетить индивидуальные занятия или обучение в группе. Задача родителей — суметь увлечь ребёнка, стимулируя ходить на тренинги. Даже если у малыша пока нет успехов, всё равно его надо хвалить и поддерживать эмоционально.

Видео по теме

Как научить ребенка выговаривать букву «Л»:

Правильному произношению буквы «Л» в разговоре, следует уделять особое внимание, поскольку в нашем языке смысловую нагрузку несут именно согласные.

Благодаря им, а не гласным звукам, речь человека становится понятной. Не важно где проходят занятия, дома или с логопедом, главное — выполнять их регулярно по 15-20 мин в день. Только так можно добиться хорошего результата.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.