Обучение чтению детей 4 5 лет — советы родителям

В 4-5 лет ребенок становится более внимательным и усидчивым. У него формируются новые познавательные навыки, развивается воображение, улучшается память и наглядно-образное мышление.

Этот возраст очень благоприятен для начала обучения чтению.

Как выучить буквы с ребенком 4-5 лет

Лучше всего ребёнок запоминает новую информацию, когда ему интересно её учить. Для того чтобы сделать обучение интересным, нужно проводить его в игровой форме. Есть несколько нескучных способов выучить буквы:

[ads-pc-2]
  • Можно нарисовать буквы на картонных карточках, разрезать их на две или три части и дать ребёнку. Он будет собирать эти буквенные пазлы и потихоньку знакомиться с алфавитом.
  • Магнитная азбука тоже будет интересна малышу. Он сможет переклеивать магниты с одной стороны холодильника на другую, цеплять их к разным поверхностям в доме.
  • Кубики с буквами. В дальнейшем они пригодятся для изучения более сложных конструкций. Хорошо, когда на кубиках кроме букв есть картинки, например животных. Тогда к обучению будут подключаться и ассоциации.
  • Можно предложить ребёнку сделать буквы из подручных материалов: слепить из пластилина, выложить из спичек или пуговиц, связать из верёвочек. Это подключит мелкую моторику и улучшит запоминание.
  • Азбука. Желательно купить красивую яркую книгу, чтобы малышу было интересно её рассматривать. Перед покупкой нужно проверить, чтобы слова в книге были простые, понятные, известные ребёнку, а буквы большие и напечатанные чётким шрифтом.

Продолжительность занятий

Чтобы занятия хорошо воспринимались, продолжительность нужно наращивать постепенно.

Ребёнок должен привыкнуть к ним.

Можно начать с 3 минут, каждый день увеличивая это время на 2-3 минуты.

Максимальная длина занятий — 45 минут, при условии хорошего настроения и ребёнка и родителя.

Обучение должно проходить в позитивной и естественной обстановке. Ничего страшного, если занятия будут короткими. Главное — системность обучения. Даже 10-15 минут в день дадут хороший результат после нескольких месяцев занятий.

Как выучить слоги с ребёнком

После того как алфавит освоен, можно переходить к изучению буквосочетаний. Это задача посложнее, поэтому её можно разделить на несколько этапов.

Слоги с определённой гласной

Начинать следует с освоения слогов с сонорными согласными (М, Н, Р, Л) и простой гласной, например А.

То есть сочетания: МА, НА, РА, ЛА.

В это время важно чтобы ребёнок понял, что такое слог. Буквы как будто притягиваются друг к другу.

Их можно произнести нараспев: “ннннаааа”, показав, как один звук переходит в другой.

Слоги со сложными гласными

После того как малыш понял, как буквы соединяются друг с другом, можно переходить к добавлению остальных гласных.

Пока что следует использовать те же сонорные согласные, но уже с новыми гласными: МО, НИ, РУ, ЛЫ.

Когда ребёнок поймет, что таким образом можно соединять разные буквы, можно добавлять и новые согласные.

Гласные Я, Ю, Е, Ё –   более сложные. Их стоит изучать после того, как ребёнок будет без проблем составлять сочетания с простыми гласными.

Некоторые методики рекомендуют уже на этом этапе попробовать складывать первые слова из сочетаний, знакомых ребёнку. Например: ма-ма или ко-са. Если складывать слова пока не получается, можно отложить и попробовать позднее — после изучения трёхбуквенных конструкций.[ads-mob-1]

Гласная в начале слога

[ads-pc-4]Буквосочетания, которые начинаются с гласной и заканчиваются на согласную (закрытые), считаются более трудными: АН, ОМ, ЭХ.

Ребёнку будет проще выучить их, сравнивая с уже знакомыми открытыми слогами: НА — АН, МО — ОМ.

Малыш поймёт, что одинаковые буквы можно соединять друг с другом в разном порядке, получая в результате разные звуки.

Если ребёнок произносит слог с ошибкой, нужно обязательно исправлять его, чтобы избежать запоминания неправильных вариантов.

Чтение слова из 3 букв

После освоения слогов с гласными в начале можно переходить к изучению трёхбуквенных сочетаний.

Более легкими являются конструкции типа «согласная — гласная — согласная», например: РОТ, КОТ, ТОМ.

В начале изучения стоит ограничиться более простыми буквами и звуками, а когда у ребёнка начнёт получаться, можно добавлять сложные гласные и шипящие согласные.

Дальше можно изучать сочетания вида «согласная — согласная — гласная». Например: ГЛА, ТРИ, КЛЕ. Они уже более сложные и хороши в подготовке к чтению длинных слов.

Лучше понимать и запоминать трёхбуквенные конструкции поможет следующая схема:

  • взрослый много раз называет слог или слово;
  • ребёнок ищет его в книжке по заданию взрослого;
  • ребёнок самостоятельно читает и называет слог несколько раз.

Можно купить или скачать карточки с простыми словами из 3 букв и картинками. Карточки разрезаются на 3 части, ребёнок складывает их, видит буквы, называет их и таким образом узнаёт слово. После того, как ребёнок назвал слово по буквам, следует попросить его произнести слово целиком.

А картинка на карточке поможет малышу не потерять интерес и запоминать лучше, так как будет возникать ассоциация прочитанного с изображением.

Чтение слов из 4 букв и больше

При переходе к изучению длинных конструкций из 4 букв и больше начинать нужно с самых простых и понятных сочетаний.

Лучше использовать слова с простыми гласными и повторяющимися слогами: ма-ма, па-па, ба-ба.

Затем давать более сложные, с разными гласными и согласными, например: де-да, ре-ка.

Малышу будет просто прочитать их, потому что они уже состоят из знакомых для него коротких слогов.

И дальше читать более сложные слова будет легче. Поэтому можно переходить к изучению длинных конструкций, таких как: мо-ло-ко, ко-ло-кол, ко-ро-ва.

Методик для обучения чтению очень много, но у них есть одна общая черта — обучение всегда проходит в игровой форме. Отлично работают кубики с буквами, звуковое лото, скороговорки и шуточные стихотворения.

Можно учиться находить в словах знакомые слоги. Постепенно ребёнок сможет прочитать всё слово целиком, потому что не будет испуган его длиной, и оно будет полностью состоять из знакомых слогов.

Когда малыш только переходит к чтению слов, у него могут быть паузы между слогами. На первом этапе это нормально, однако они не должны быть слишком большими, потому что слово должно восприниматься как одна смысловая конструкция. Для этого следует обязательно произносить его целиком после прочтения по слогам.

При первом прочтении слова у ребёнка может возникнуть проблема с постановкой ударения. Он только начинает узнавать это слово. Поэтому очень важно исправлять малыша, и контролировать понимание смысла слова.

Обучение чтению предложений

Чтение предложений требует более длительной концентрации внимания. Для ребёнка 4-5 лет это может быть непростой задачей. Можно развивать его концентрацию разными способами: собирать пазлы и конструкторы, разрисовывать картинки.

Читая ребёнку книгу, можно вызвать у него дополнительный интерес к самому процессу. А если вовлекать малыша во взаимодействие с букварём, показывая картинки, прося называть, что на них изображено, обучение будет двигаться быстрее. Хорошая идея — сделать чтение на ночь приятной семейной традицией.

Мама занимается с ребенком

Начинать обучение чтению следует с коротких предложений, состоящих из двух слов, например: “собака гуляет”. Нужно объяснить ребёнку, что предложение — это законченная мысль. После этого можно рассказать о самых простых знаках препинания, объяснить, что они означают. Видя точку, восклицательный или вопросительный знак, ребёнок должен понимать, что в этом месте предложение заканчивается. Нужно показать, что после каждого предложения следует делать паузу.

Часто у малышей возникают сложности с запоминанием предыдущих слов при прочтении следующих. Чтобы преодолеть это, можно читать короткие предложения по словам. То есть ребёнок читает первое слово, повторяет его столько раз, сколько нужно для запоминания. Затем читает второе слово и делает то же самое. И так с каждым последующим словом.

[ads-pc-3]Когда малыш познакомился со всеми словами и запомнил их, можно попросить его прочитать всё предложение целиком.[ads-mob-2]

Таким образом ребёнок составляет предложение самостоятельно и понимает его общий смысл.

Все дети разные, и обучение у них проходит с разной скоростью.

Главная задача родителя — проследить, чтобы на каждом этапе ребёнок хорошо усвоил информацию, и не переходить слишком быстро от изучения букв к слогам и т. д.

Нужно дать малышу время и постараться сделать период обучения максимально интересным, познавательным и комфортным.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.