Как научить читать ребенка в 5 лет и как заинтересовать ребенка

Преподавание – сложный процесс, требующий совокупности психологических, профессиональных, социальных и даже некоторых медицинских навыков и знаний.

Учитель должен находить индивидуальный подход к каждому ученику, помнить все нюансы процесса обучения и характера каждого.

От этих факторов зависит 50 % успеха. Но ведь раньше люди не посещали учебные заведения. Как же они учились и развивались?

Давайте попробуем разобраться, так ли сложно выступить в роли учителя для своего ребёнка, а также какие плюсы и минусы это может преподнести и какого результата следует ожидать.

Навыки и способности

Вспомните, как вас учили читать и писать. Получается? Скорее всего  нет. Всё это происходит потому, что более приоритетная и актуальная информация замещает старую. Но если мы забываем процесс обучения, то почему мы всё ещё умеем читать?

[ads-pc-2]Дело в том, что все навыки делятся на:

  • врождённые (которые нам даются с момента появления на свет), например умение дышать, принимать жидкость в нужное горло, хватательный рефлекс;
  • приобретённые – все навыки, которые мы получаем во время взросления. Сюда можно отнести всё что угодно: от умения управлять компьютерной мышью до игры на музыкальном инструменте или умения водить автомобиль.

Но есть особый вид навыков – те, которые требуют «активации». Сюда и относятся коммуникационные, социальные, поведенческие способности. Иными словами: если ваши родители умели читать, то вам так же передаётся этот навык с рождения, его только нужно задействовать.[ads-mob-1]

Когда новорождённый появляется на свет, он всё ещё не дышит, так как, находясь внутри матери, окружён жидкостью. Чтобы запустить дыхательный рефлекс, врач слегка шлёпает его, чтобы рецепторы уловили первый в жизни болевой сигнал. Нервная система активируется, запуская все процессы, ребёнок начинает кричать, тем самым запуская процесс вентиляции лёгких.

Таким же образом будет проходить обучение чтению или письму.

Абсолютно неважно, в каком возрасте начинать процесс.

Более того, все мы слышали, что с возрастом способность обучаться и осваивать новые навыки падает.

Это обусловлено секрецией гормона роста (соматотропина) – вещества, благодаря которому мы растём и меняемся.

Концентрация снижается с возрастом, и способности запоминать и учиться падают. В молодом же возрасте его содержание в крови зашкаливает, позволяя за короткие сроки закладывать базу для новых навыков и способностей.

Многие мамы сомневаются, стоит ли начинать учить ребенка чтению рано? Во сколько лет учить ребенка читать, чтобы было комфортно малышу и чтобы он быстро освоил чтение.

Обзор методик по обучению детей чтению представлен тут.

Научить ребенка читать можно самостоятельно, без привлечения педагогов. Как научить ребенка читать в домашних условиях — этому посвящена данная статья.

Разберём процесс пошагово

  1. Подготовка. Поговорите с ребёнком на тему, хочет он учиться или нет. Этот пункт очень важен, так как дети не любят, когда их заставляют. В любом случае у вас получится свести обсуждение в вашу пользу. Ребёнок же не станет закрываться в себе и будет охотно идти на контакт. Родные и близкие люди будут восприниматься ребёнком лучше, чем чужие. Он не будет стесняться, поскольку ему легко контактировать с вами. Если по каким-либо причинам у вас не получается провести урок самостоятельно, то человек, которому вы доверите этот процесс, должен быть хорошо знаком ребёнку.
  2. Мотивация. Очень важна самоотдача. Если ваше чадо согласилось учиться, но не проявляет особого желания – процесс будет долгим и затянутым. Придумайте какой-то поощрительный приз за каждый удачный урок. Отлично подойдёт новая игрушка или просмотр интересного мультфильма. Ни в коем случае не поощряйте его сладостями или едой. Исследование, проведённое в Канаде, в котором участвовали 300 респондентов, показало, что таким образом формируются ложные пищевые привычки, которые приводят к ожирению, дисбалансу в питании, алкоголизму и другим зависимостям.
  3. Разделяйте всё время обучения на как можно меньшие отрезки. Три занятия в день по 20 минут воспринимаются легче, чем одно часовое. У вас и у вашего ребёнка будет время отдохнуть и с новыми силами вернуться к обучению.
  4. Покажите, что вам также сложно. Если уроки затягиваются по времени и не получается их сократить, то всем своим видом вы должны отображать, что устали не меньше ребёнка.
  5. Не ругайте ребёнка, будьте терпеливы, иначе обучение будет ассоциироваться только с плохими воспоминаниями. Поверьте, научить читать вас было ну очень сложно.

Цветная бумага — самый простой и дешевый вариант для детского творчества. Поделки из цветной бумаги для детей — красиво, просто, быстро.

Как правильно научить ребенка читать — все о процессе обучения по этапам читайте в этой публикации.

С чего начать процесс?

  1. Разучите фонетику алфавита. Откройте алфавит и, указывая на букву, озвучивайте её. Для разнообразия можете называть слова, в которых эта буква стоит вначале. Первые уроки не требуйте от ребёнка повторять за вами, пусть  наблюдает. Если он предрасположен к быстрому обучению, то сам начнёт озвучивать буквы на первом же уроке.
  2. В ходе 2-3 урока ученик уже должен чётко называть некоторые гласные, так как они легче запоминаются и имеют схожую структуру. Называйте по очереди буквы и просите ребёнка повторить. Если вы «застряли» на каких-то буквах, пропускайте их, чтобы не тратить время напрасно.
  3. Когда ребёнок освоил алфавит или большую его часть, переходите к следующему пункту: произносите букву, одновременно записывая её на листе бумаги. Таким образом формируются более прочные нейронные связи. Мозг будет ощущать, что перед ним стоит новая, более сложная задача, а старый этап пройден не до конца. Он будет стимулировать и подгонять процесс, сокращая время обучения.
  4. Когда вы уверенно разучили алфавит, начинайте вслух читать лёгкие незамысловатые стихотворения. Выбирайте только четверостишия, так как они запоминаются лучше других форм. Сначала ребёнок будет произносить звуки буквально, не разбирая на буквы. Такой принцип используется в речевом аппарате попугаев, которые на самом деле не умеют говорить, а просто заучивают звуки. Спустя несколько дней мозг самостоятельно начнёт воспроизводить стихотворение и раскладывать его на составляющие в попытках вспомнить недостающее слово.
  5. После переходите к более длинным стихам, чтобы прочно закрепить полученный навык.
  6. Вот настал тот момент, когда ваше чадо уверенно читает стихотворение на память, без ошибок, отчётливо разделяя каждую букву. Самое время записать его на листе. Это должно получиться без проблем, так как зрительные способности и память развиваются быстрее речевых. Если вы замечаете какие-либо дефекты речи, заикания и т. д., не медлите с визитом к логопеду. В раннем возрасте намного легче предотвратить нарушения речи, чем во взрослом. К тому же это будет искажать звуки при произнесении слов, и невозможно будет определить, ошибается ли ребёнок или проблема в речевом аппарате. На этот момент ребёнок ещё не умеет писать, а всего лишь переносит фонетическую информацию в символы. Но это заложит хороший фундамент для последующего процесса обучения.
  7. Большая часть пути пройдена. Занятия можно проводить реже, чтобы наблюдать, пытается ли ребёнок читать в свободное время. Если вы видите его интерес и мотивацию – значит всё проходит правильно.
  8. Предложите ребёнку прочитать небольшое произведение в прозе. Этот шаг будет более сложным, чем рифмы, но без такого предварительного этапа ничего бы не вышло.
  9. Когда чадо научилось читать простой текст из книжки, для закрепления попросите его переписать отрывок и зачитать вам. Это ещё больше укрепит нейронные связи между органами восприятия информации. Выбирайте интересные произведения, чтобы у ребёнка был стимул заниматься усерднее.
  10. Самым сложным этапом будет умение читать на ходу. Например, если во время прогулки ребёнок прочёл надпись с вывески или плаката – процесс обучения закончен. Навык уже приобретён и просто требует больше практики. Читать или писать одновременно с каким-то другим процессом можно только тогда, когда навык перешёл на «автопилот».
[ads-pc-3]Не оставляйте обучение на полпути, так как придётся начинать процесс сначала.

Это происходит потому, что навык обусловлен наличием комплекса нейронных и синаптических связей, которые имеют логическую структуру.

Если мозг не получил связь синапс – нейрон – рецептор – навык, он просто начнёт разрушать связи и забывать полученное умение, так как оно занимает лишнее пространство и расходует ресурсы.

В процессе обучения время от времени делайте незапланированные перерывы, чтобы дать мозгу больше времени на строительство связей.

Все организмы индивидуальны, иногда скорость запоминания и объём информации несопоставимы со скоростью её поступления. К тому же у ученика будет время на отдых, который также немаловажен.

Практика показывает, что краткие перерывы на 5-7 минут после получаса усердных занятий помогают лучше структурировать и запоминать информацию, а также заряжают мотивацией для дальнейшей работы.

Нестандартный подход

Чтобы внести разнообразие в процесс обучения, проводите групповые занятия.

Как вариант –  пригласите в гости его друга.

Соревновательный момент – очень важный фактор, на котором основан весь процесс эволюции и естественный отбор.

Многие напрасно недооценивают этот фактор, который подстёгивает и ускоряет процесс.

К тому же он формирует привычку соревноваться и побеждать. Скажите, чтобы мотивировать учеников, что приз получит всего один победитель в конце каждого урока.

Чтобы никого не обижать и не обделять, давайте такой же, или почти равный по ценности, приз проигравшему, втайне от победителя, но обозначьте это как некий «аванс», который придётся отработать.

Если же у вас несколько детей, учите их читать вместе, если разница в возрасте не  очень большая.

Заключение и выводы

Не забывайте, что все ваши действия закладывают фундамент на всю жизнь. Даже малейшие нюансы повлияют на характер, привычки, склонности, темперамент. Человеческий детёныш рождается самым недоразвитым из всех млекопитающих, и 75 % всех умений и навыков приобретает в течение жизни.[ads-mob-2]

Хвалите ребёнка за все успехи, а ответственность за неудачи делите пополам, мол, оба виноваты. Таким образом он не будет ощущать излишнего давления и будет чувствовать защиту.

Видео на тему

Поделиться:
Нет комментариев