Работа с гиперактивным ребенком в школе: что делать учителям и как следует вести себя родителям?

Фото 1

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – одно из самых распространенных расстройств поведения, встречающихся у детей младшего возраста.

Родовая травма, особенности строения и работы головного мозга, а также прочие факторы могут привести к развитию подобного отклонения.

Динамика телодвижений сверх нормы, непродуктивная и неуместная суета – именно так зачастую проявляет свои действия гиперактивный ребенок. Что делать в школе с таким расстройством в поведении, когда учебный процесс требует от ребенка усидчивости и сосредоточенности.

Проблемы в школе из-за гиперактивности

Начальную школу можно смело считать самым сложным этапом для гиперактивного ребенка. Обучение, буквально с самого начала, требует от первоклассника систематичности, старания, усидчивости, внимательности – а все это труднодоступно для тех, кто страдает от гиперактивности. Кроме того, многократно возрастающая нагрузка усугубляет ситуацию.

К чему приводит гиперактивность:

Фото 2

  • рассеянность, крикливость и излишняя возбудимость вынуждает учителя часто обращать внимание на конкретного ребенка. Абсолютное подавляющее большинство педагогов находит это неприятным, ведь такой ученик отвлекает других и мешает вести урок;
  • склонность забывать сказанное учителем приводит к частым невыполнениям заданного;
  • гиперактивному ребенку трудно усидеть на месте, ведь ему нужно постоянно двигаться. Это значит, что выполнять школьные правила такому ученику – по-настоящему сложно;
  • импульсивность и излишняя эмоциональность часто становится причиной проблем, возникающих в отношениях с одноклассниками;
  • нередко отмечаются сложности с освоением нового материала, поскольку ребенку с гиперактивностью легче понять то, что он увидел и пощупал, чем-то, о чем рассказал учитель устно;
  • выполнить задание до конца, особенно если оно требует длительного сосредоточения, ребенку также бывает непросто, ведь такие дети не могут долго концентрироваться на чем-то одном.

Кроме этого, родители часто жалуются, что гиперактивные ребята – часто забывают, теряют вещи и школьные принадлежности.

Чтобы решить имеющиеся проблемы, необходима комплексная работа родителей, психологов, педагогов, а иногда – и врачей. Рекомендуется принимать меры заранее за 6-12 месяцев до похода в учебное заведение.

Как помочь ребенку?

Фото 3Психологи дают немало эффективных рекомендаций семье, где растет гиперактивный ребенок, что делать в школе с подобной поведенческой особенностью.

Существует один универсальный совет, который пригодится всем кто окружает гиперактивного ребенка – запастись терпением и не перекладывать ответственность на других (часто родители винят учителя, который «не может найти подход», а сам педагог – мам и пап, не так воспитавших и не досмотревших).

Советы родителям

Основное, что нужно сделать – подружиться с учителем, предупредив об особенностях поведения первоклассника и о том, что ему нужно чуть больше внимания. Введенный в курс дела преподаватель сможет сразу усадить ученика за первую парту и подходить к нему чаще, чем к другим.

Рекомендации психологов:

  1. специалисты советуют отдавать ребенка в класс с малой наполняемостью. Когда в классе сидит 10-15 человек, а не 30, у учителя есть возможность уделить время каждому. А это – один из залогов успешной работы в паре «ученик-педагог»;
  2. одна из важнейших задач родителей – помочь ребенку разобраться со временем. Именно с последним у детей с СДВГ присутствуют огромные проблемы. Как это понимать: взрослый ощущает, что такое месяц или год, а ребенок живет буквально «десятиминутками». То, что дольше, кажется туманным и далеким. Как это использовать: поощрять каждый раз когда комната убрана, а не обещать что-то подобное: «если ты месяц будешь соблюдать чистоту, мы подарим тебе ролики». Дети такого не понимают, поэтому такая мотивация – нулевая;
  3. система «очков» – то, что поможет родителям получать от ребенка желаемое. Например, если он хорошо выполнил какую-то работу, он может получить жетон, а когда их наберется 10 или 20 – обменять их на большой подарок;
  4. крайне важно научить гиперактивного малыша контролю над своими эмоциями. Вспыльчивость и агрессия возникают не потому, что ребенок злой или плохой – просто у него та часть мозга, которая отвечает за контроль таких ярких проявлений, при наличии синдрома дефицита внимания работает неправильно. Первая ступенька на пути к успеху – родители сами должны уметь сдерживаться. Вторая, заключается в поиске вариантов быстрого переключения, благодаря которым, можно направить отрицательную энергию в мирное русло. Одним в этом помогают дыхательные гимнастики, другим – физические упражнения, а третьим – что-то еще;
  5. отлично, если родители покажут ребенка специалистам – неврологу, психологу и прочим. Иногда требуется медикаментозная терапия, а также тренинги, в ходе которых врач научит взаимодействию со «сложным» школьником;
  6. поддержка простой фразой «я тебя понимаю» и постоянные родительские объятия, помогают ребенку чувствовать себя нужным и любимым, что существенно облегчает течение адаптации к школе;
  7. прекрасно, если вся семья будет придерживаться одного четкого распорядка и режима дня;
  8. задача: «умойся, принеси посуду, сходи за полотенцем» – неправильная. Лучше сначала отправить ребенка в ванную, а уже по возвращению попросить выполнить следующую часть задания. Это повысит эффективность и не даст запутаться и что-то забыть;
  9. крики, наказания и иные жесткие меры дисциплинарного воздействия, как правило, усугубляют имеющиеся проблемы в поведении. Острые углы лучше сглаживать, чем накалять обстановку. Даже слово «нет» обычно детьми с СДВГ воспринимается в штыки, поэтому о нем лучше забыть;
  10. если что-то отвлекает ученика от выполнения домашнего задания, например, радио, игрушки на столе или работающий в другой комнате телевизор, все это, должно быть убрано и выключено.
Фото 4

Специалисты не рекомендуют кричать на гиперактивного малыша

Найти идеальную, реально работающую тактику построения отношений можно только методом проб и ошибок. Это непросто, но в итоге можно получить впечатляющие результаты.

Рекомендации учителям

Как показывает практика, относительно стабилизировать ситуацию учителю удается, выполняя всего несколько простых действий, расскажем о них подробнее:

Фото 5

  • подойдя несколько раз за урок к ребенку и уточнив задание, можно добиться четкого его выполнения (легче всего идти на контакт, если неугомонный ученик сидит в первом ряду);
  • если нужна помощь (протереть доску, сходить за мелом, раздать тетради и т.д.), то лучше если это сделает тот, кому сложнее всего 40 минут сидеть на месте;
  • когда педагогическая политика позволяет, можно устраивать физкультминутки для всего класса;
  • желательно, изо дня в день придерживаться одних и тех же правил в коллективе ребят;
  • все инструкции, объясняемые ребенку, должны быть четкими, конкретными и короткими. Новое задание стоит давать тогда, когда выполнено предыдущее;
  • ученику с гиперактивностью крайне важна похвала за проделанную работу, но она нужна ему сразу, а не через 2 дня, например. Выход: поощрить, когда задание сделано, а не тогда, когда оно будет проверено;
  • в классе должна быть дружелюбная и спокойная атмосфера. Крик дети с синдромом дефицита внимания почти не воспринимают (просто не слышат), поэтому в случае необходимости что-то донести до ребенка лучше говорить четко, лаконично и строго;
  • запреты лучше обозначить сразу – их исполнения требовать неукоснительно;
  • если ситуация выходит из-под контроля, помогает простой прием – рукой нужно дотронуться до ребенка, например, до его плеча. Это моментально переключает внимание и не дает разыграться конфликту, крику или прочему негативу.
Важная рекомендация: дисциплинарные меры наказательного характера в 99% случаев не улучшают поведение и успеваемость ребенка, а ухудшают их. А вот отношения, построенные на взаимопонимании и доверии, позволяют добиться отличных результатов.

Ошибки взрослых при общении с гиперактивным школьником

Основная ошибка состоит в попытках «сломать» ребенка жесткими мерами, с целью превращения индивида в похожего на всех других. Во-первых, это невозможно, в принципе. Во-вторых, ситуация многократно усугубляется.

Еще одна крайность: игнорирование. Родители могут перестать предпринимать попытки наладить отношения с юным членом семьи, пустив все на самотек. А учителя часто просто не хотят тратить время на сложного ученика, отсадив его подальше и пытаясь снизить уровень исходящего от него шума и негатива.

Поскольку справиться сам ребенок не может, последствия игнорирования могут быть плачевными. Иногда мамы и папы упорно не видят проблем у собственного сына или дочери, считая их абсолютно нормальными. В этом случае нужно донести до родителей, что ситуация серьезная и требует вмешательства, а также соблюдения ряда правил.

Видео по теме

Доктор Комаровский о том, как вести себя с гиперактивным ребенком:

Гиперактивность – нарушение поведения, которое обычно проходит к началу подросткового возраста. Однако, полная стабильность в поведении наступает только у тех детей, с которыми велась правильная коррекционная работа. У остальных же СДВГ может меняться другими психическими проблемами, которые способны испортить жизнь любому.


Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

4 − два =