Подготовка к школе полным ходом: рекомендованные специалистами развивающие занятия для детей 4-5 лет
Возраст 4-5 лет считается старшим дошкольным.
В этот период родители начинают задумываться о подготовке малыша к поступлению в учебное заведение.
Важно заложить фундамент будущего успешного обучения. Для этого надо проводить развивающие занятия для детей 4-5 лет.
Содержание
Как правильно развивать ребенка в домашних условиях?
Во многом, то как будет учиться ребенок в школе, зависит от того, как с ним занимаются родители. Хорошая атмосфера в семье, забота и внимание, открытые и доверительные отношения с матерью являются залогом легкого развития малыша.
У многих родителей возникают трудности с воспитанием ребенка, ввиду затянувшегося кризиса трех лет. Этому способствуют неправильно подобранные способы взаимодействия с малышом, частые наказания, запреты, подавление воли, непонимание причин поведения, потребностей.[ads-mob-1]
Некоторые матери не учитывают, что ребенок подрос, продолжают общаться с ним на том же уровне, занимать его теми же играми, что и в 2-3 года. Это приводит к тому, что развитие приостанавливается.
Занятия для 4-5-летних детей должны быть не только обучающими, но и увлекательными. Ребенок еще неспособен в течение долгого времени сидеть на одном месте. Задачи, тесты, которые занимают 40-50 минут, являются для старших дошкольников тяжелым испытанием. Поэтому необходимо делать перерывы на отдых.
Развитие в домашних условиях предполагает решение таких важных задач:
- формирование навыков общения;
- развитие самоконтроля в поведении;
- привитие правил и норм поведения в социуме;
- совершенствование интеллектуальных способностей;
- формирование тяги к знаниям.
Проводить развивающие занятия для детей 4 лет дома необходимо, даже если малыш посещает садик.
К данному процессу нужно подходить грамотно и ответственно. Надо учитывать имеющиеся навыки ребенка, его физические и психические особенности.
План логопедических занятий
Дети к пяти годам должны полностью овладеть системой родного языка: связно разговаривать, понятно излагать свои мысли, строить сложные предложения, пересказывать сказки, правильно произносить все звуки.
Если у ребенка есть нарушения речи, то он будет совершать ошибки лексико-грамматического, фонетико-фонематического строя. У таких детей ограничен лексикон, они не могут составлять сложные и простые предложения. Речь малышей может быть несвязной.
Причин отклонений немало:
- нарушение памяти, рассеянность;
- слабость мышц артикуляционных органов;
- проблемы с мелкой моторикой;
- несформированное словесно-логическое, наглядно-образное мышление.
Для решения проблем с речью проводятся логопедические занятия. Программу уроков должен разрабатывать специалист. Простые упражнения родители могут выполнять дома.
Условия для коррекции фонетико-фонематической системы:
- соблюдение членами семьи стилистических, орфоэпических и грамматических форм при пользовании речью;
- создание полноценной речевой среды. Родители должны много и часто общаться друг с другом в присутствии ребенка;
- развитие слуховой функции;
- стимулирование детей подражать предметным и речевым действиям взрослых лиц.
Родители способны помочь детям обогатить лексикон, освоить правильный грамматический строй речи, улучшить звуковую культуру.[ads-mob-2]
Логопедические занятия должны проходить с учетом таких правил:
[ads-pc-2]- регулярность;
- упражнения выполнять в игровой форме, чтобы заинтересовать ребенка;
- хвалить малыша за его достижения. Не ругать его, если он показывает плохие результаты.
Для улучшения речи применяют пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику.
План логопедических уроков может выглядеть следующим образом:
- психологический настрой;
- анализ букв и звуков слов;
- постановка звука;
- автоматизация звука в речи;
- пальчиковые игры.
Задания для развития логического мышления
Логика – это метод мышления, в ходе которого человек применяет полученные знания для решения какого-нибудь вопроса. Для старших дошкольников характерно наглядно-образное мышление.
Все, что совершает ребенок этого возраста, ориентировано на практическую деятельность. Малыши начинают устанавливать связи среди явлений и объектов.
Игры, развивающие логику, делятся на такие типы:
- дидактические или настольно-печатные. Суть заключается в поиске пары, соответствия, группировки по общему признаку. Это пазлы, графические игры, наборы для составления последовательности;
- развивающие. Сюда входят игры, которые состоят из ряда уровней сложности. Они позволяют осваивать навыки, отрабатывать и совершенствовать их;
- речевые. Они влияют на становление речи, построение предложений.
Примерные логические развивающие задания для детей 4-5 лет:
- изобразить на бумаге девочку, которую пришли поздравить с днем рождения гости. Можно найти такой рисунок в интернете и распечатать его. Сказать ребенку: «У Маши день рождения. Ее пришли поздравить друзья. Маша держит воздушные шарики. Сколько шариков, свечей на торте? Чего больше, шариков или свечей, праздничных колпачков на головах у детей или шариков?»;
- найти картинку, на которой изображены дети, играющие на улице. Показать ее ребенку и спросить, сколько мальчиков, девочек он видит. При описании картинки стоит использовать слова «один», «много», «мало».
Игры для улучшения памяти и внимания
Многие дети старшего дошкольного возраста неусидчивы (особенно это касается мальчиков). Гиперактивность может негативно отразиться на обучении. Важно проводить занятия, которые повышают сосредоточенность, концентрацию внимания и улучшают память.
Для улучшения памяти и внимания подходят такие игры:
- «Меньше-больше». Делает малыша более сообразительным. Суть заключается в том, чтобы называть разные слова и предлагать их сделать «большими» или «маленькими». Например, заяц – зайчище – зайчик, дом – домище – домик;
- «Как называется?». Игра тренирует мышление, речь, сообразительность, память. Нужно описать малышу какое-нибудь животное, растение, объект и предложить угадать, о чем идет речь. Например, часы, которые помогают проснуться (будильник), большая ложка для перемешивания супа (поварешка). Можно меняться с ребенком ролями;
- «Что кому?». Развивает логику и сообразительность. Суть занятия – называть ребенку какое-нибудь животное или человека определенной профессии и просить сказать предмет, который ему может пригодиться.
Как научить ребенка читать и писать?
Педиатры считают, что чем раньше малыш научится читать, тем более высоким будет его интеллект. В престижные школы обычно берут тех детей, которые уже освоили азы грамоты. Поэтому родителям полезно начинать учить ребенка 4-5 лет читать и писать.
Необходимо приобрести красочный букварь. Стоит выбирать издания крупного формата: они лучше привлекают внимание детей.
Изучать буквы следует в таком порядке:
- твердые гласные (а, э, у, ы, о);
- твердые звонкие согласные (м, л);
- глухие и шипящие согласные (ш, т, к, ж, д);
- остальные.
Первое, что нужно сделать – выучить алфавит. На одном занятии надо знакомиться с одной буквой. Следующий урок стоит начинать с повторения ранее рассмотренных букв. Затем можно приступать к чтению простых слогов (ма, ла, па).
Чтобы малыш понял, как образуется слог, надо сказать ему, что согласная буква «бежит» к гласной, «догоняет» ее. После такого объяснения большинство детей начинает произносить две буквы слитно. Далее переходят к чтению сложных слогов.
Письмо дается многим детям тяжело. Умение писать в большинстве случаев зависит от развитости ловкости пальцев, координации движений, терпения, усидчивости. Поэтому важно уделять внимание развитию этих навыков.
Начинать обучать письму рекомендуется с обычных палочек, штрихов, которые следует рисовать на чистой бумаге. Это научит ребенка координировать свои движения.
Рекомендуется использовать специальные насадки на ручки и карандаши. Они помогают правильно держать предмет для письма. Есть насадки для левшей и правшей.
Стоит использовать прописи, в которых ребенку нужно обводить разные контуры, фигуры. С пятилетнего возраста можно учить малыша писать печатными буквами. Начинать стоит с простых букв (о, с, л). Далее надо приступать к написанию сложных букв.
Интересные уроки рисования
Дети старшего дошкольного возраста очень любят рисовать. Они уже имеют навыки обращения с кисточкой и красками, фломастерами, карандашами. Рисование развивает речь, мелкую моторику, воображение, усидчивость, внимательность.[ads-mob-1]
Чтобы научить малыша изображать различные объекты, можно использовать такие способы:
[ads-pc-4]- обведение фигур, имеющих точечный контур. Ребенок будет запоминать формы разных объектов;
- применение раскрасок;
- рисование под копирку (обведение уже готовых изображений и дальнейшая их раскраска).
При обучении ребенка рисованию нужно использовать простые линии, геометрические фигуры. Существует множество интересных уроков.
Мастер-класс по изображению лиственного дерева:
- начертить внизу листа бугорок;
- над ним (в верхней части бумаги) изобразить круг;
- два объекта соединить прямыми линиями (это ствол);
- пририсовать ветки;
- придать краю кроны неровность (выделить те места, в которые входят ветки);
- на бугорке прорисовать траву.
Развивающие карточки и другие полезные материалы
Для пополнения лексикона, развития речи, изучения цифр и букв применяются специальные карточки. Они бывают разной тематики («Алфавит», «Птицы», «Животные», «Цифры», «Транспорт», «Природа» и т.п).
К прочим развивающим материалам относятся:
- раскраски;
- специальные плакаты;
- детские книжки (сказки, буквари).
Видео по теме
О развивающих играх для детей 3, 4 и 5 лет в видео:
Таким образом, детей 4-5 лет нужно начинать готовить к школе. Рекомендуется учить их читать, писать, рисовать, грамотно выражать свои мысли. Для этого следует проводить специальные развивающие занятия.