Не испортят ли мультфильмы ребенка: положительное и негативное влияние на психику
Едва ли найдется ребенок, который не любит смотреть мультики.
Яркая картинка, занимательный сюжет, запоминающиеся герои — все это привлекает юных зрителей, которые в силу возраста, впечатлительны и подвержены эмоциональным порывам.
Однако, далеко не все родители разрешают ребенку смотреть телевизор, поскольку не до конца уверены, что влияние мультфильмов на психику детей — исключительно положительное.
Как влияют мультики на детскую психику?
Мультипликационная индустрия может по разному воздействовать на психику ребенка. Сначала поговорим о плюсах, то есть, о пользе, которую получают дети, смотря мультфильмы.
Положительное влияние мультфильмов на психику ребенка:
- развитие речи. Наблюдая за героями и слушая их разговоры, дети учатся формулировать свои мысли, расширяют словарный запас, запоминают оригинальные высказывания и афоризмы;
- обучение. Многие мультфильмы сочетают в себе не только развлекательную, но и познавательную функции. Одни учат счету, другие — английскому языку, а из третьих можно почерпнуть массу полезной информации об окружающем мире;
- воспитание. В мультфильмах герои ведут себя плохо и хорошо — через подобные ситуации ребенок учится быть добрым, искренним, сопереживающим и т.д.;
- стимулирование полезных навыков. В процессе просмотров у детей улучшается память, логическое и абстрактное мышление, аналитические способности, ведь определенная мораль содержится почти в каждой мультипликационной истории, и иногда вывод не лежит на поверхности — до него нужно додуматься;
- развитие творческих наклонностей. Если ребенок представляет себя роботом или супергероем, в работу мозга включаются структуры, отвечающие за фантазию и наклонности к искусству. Возможно, в будущем это поможет с выбором профессии или хобби.
Подобное положительное влияние мультфильмов на психику детей возникает только при просмотре правильного и доброго контента.
Отрицательное влияние мультфильмов на здоровье ребенка:
- плохо действует на зрение. Особенно это актуально для детей до двух лет;
- задержка физического развития и набор лишнего веса. Ребенок должен прыгать, бегать и скакать — это неотъемлемая часть нормального взросления. Когда он неподвижно сидит, да еще и со сладостями в руках, итог становится очевидным;
- нарушения в работе мозга. Этот орган при просмотре ярких, быстро меняющихся картинок в сопровождении громкой музыкальной озвучки функционирует буквально на пределе, особенно, у зрителей дошкольного возраста;
- расстройства поведения. Одни дети, которых родители не ограничивают, в свободное от просмотра время являются гиперактивными, выбрасывая накопившееся напряжение, другие, наоборот — вялыми и апатичными ко всему, пока им не дозволят усесться на очередной сеанс;
- формирование зависимости. Некоторые юные личности готовы отказаться от сна, еды, похода в парк и других составляющих нормальной жизни, заменив все мультиками.
Есть и другие минусы. Например, Е.О.Комаровский при вопросе относительно пользы мультиков приводит такой пример. Ребенок смотрит в экран, на него летит мяч, потом картинка меняется, опасность уходит.[ads-mob-1]
Адекватное чувство страха просто не формируется. В реальной жизни это может быть камень или что-то подобное и едва ли отсутствие реакции позволит увернуться, как это должно быть с тем, кто много играет на улице, а не сидит перед экраном.
В каком возрасте можно смотреть?
Психологи утверждают, что до трех лет смотреть мультфильмы детям категорически нельзя, а до двух — просто опасно для здоровья. Это нужно запомнить всем родителям.
Для тех же, кто постарше, важно не только выбирать правильные мультипликационные фильмы, но и строго ограничивать время просмотра. О нормах мы расскажем далее.
Мультипликационное произведение должно подходить ребенку по возрасту. Если трехлетняя малышка смотрит «Красавицу и Чудовище», едва ли она поймет что-то из смысла, зато испугаться может. Да и мальчик 4-5 лет вряд ли осмыслит сюжет из «Смешарики. Пин-код», рассчитанных на школьников средней и старшей возрастной группы.
Ограничения по времени
Допустимое время, которое ребенку разрешено смотреть мультфильмы, зависит от возраста.[ads-mob-2]
Как долго можно смотреть мультфильмы детям:
[ads-pc-1]- в 3-4 года продолжительность сеанса не должна превышать 20 минут (не более двух раз в день);
- в 5-7 лет допустимо увеличение до сорока минут (максимум, 2 раза в день);
- школьникам можно смотреть мультфильмы до 1-1,5 часов в день, но 2-3 раза в неделю, например, в пятницу, субботу и воскресенье. А лучше — только в выходные.
Кроме того, важно не только, «сколько смотреть», но и как правильно это делать. Во-первых, нужно сидеть, а не лежать или стоять. Во-вторых, расстояние да экрана не должно быть менее 2,5-3 метров.
В-третьих, если в комнате темно, необходимо включить дополнительное освещение (гореть должен не только яркий экран).
Признаки «нежелательного» контента
Психологи советуют родителям смотреть мультфильмы вместе с детьми, а затем обсуждать их и проигрывать увиденные ситуации в реальной жизни. Однако, на это не у всех есть время, а сортировать хороший контент от плохого — нужно уметь.
Признаки опасного мультика:
- рискованное или девиантное поведение героев. Если они прыгают с крыш, бросаются на проезжую часть, грабят магазины, бьют и оскорбляют других, ребенок посчитает такую модель поведения правильной и, скорее всего, захочет повторить нечто подобное в реальной жизни;
- уродливые или откровенно пугающие персонажи. Ребенок ассоциирует себя с главными героями, поэтому они должны выглядеть хотя бы относительно нормально;
- присутствие жаргона или нецензурной брани в разговорах;
- навязывание неправильных стереотипов. Все помнят старые диснеевские мультфильмы про прекрасных принцесс, мечтавших выйти замуж за принца. Сейчас многие ленты пропагандируют мужской тип поведения для девушек, не предусматривающий создания семьи и материнства. В дошкольном возрасте, когда идет закладка гендерных особенностей, это может отрицательно повлиять на ценности. Это лишь один пример, но можно найти и множество других;
- неправильное поведение. Если в мультфильме проявляют неуважение к старшим, вырубают деревья, ломают цветы на клумбах, выражают цинизм по отношению к попавшим в беду и т.д., едва ли, такой контент можно считать качественным и полезным для ребенка.
Существуют ли полезные мультики?
Хорошие и добрые мультипликационные фильмы есть, и их, к счастью, немало. Они формируют у ребенка правильные ценности: учат дружить, приходить на выручку попавшим в беду, а также заставляют помнить о необходимости быть вежливым, добрым, внимательным везде и всегда.[ads-mob-1]
Приведем небольшой список для детей самых разных возрастов:
[ads-pc-4]- «Котенок Гав»;
- мультфильмы по сказкам Сутеева;
- «Паровозик из Ромашково»;
- «Мусти»;
- «Кот Леопольд»;
- «Белоснежка и семь гномов»;
- «Лунтик»;
- «Фиксики»;
- «Бэмби»;
- «Король лев»;
- «Балто»;
- «Винни-Пух»;
- «101 далматинец»;
- «Леди и Бродяга»;
- «История игрушек»;
- «Бумажки».
Специалисты советуют сначала внимательно изучить сюжет и особенности героев мультика, а только потом допускать ребенка к просмотру.
Видео по теме
О влиянии мультфильмов на сознание детей в видео:
Подобрать хороший контент — непросто. Часто родители, выросшие на советских медиапродуктах, считают их идеальными и безвредными, по сравнению с современными.
Но и такой мультик может быть неполезным, ведь, например, Волк из «Ну, погоди» постоянно курит, а мама с папой в «Простоквашино» каждый день ругаются. На поиски идеального контента придется потратить время, но это убережет ребенка от серьезных и малоприятных последствий.