Йыба и пливет: как научить ребенка говорить букву “Р” в домашних условиях?

Фото 1

Картавость, неправильное произношение буквы «р» встречается среди детей нередко. Зарождается она в дошкольном возрасте.

В подростковом периоде проблема прогрессирует, а по мере взросления — усиливается и укрепляется. Важно знать, почему кроха не может произносить звук «р», в каком возрасте это считается нормой, а когда становится патологией и как научить ребенка говорить р.

Причины неправильного произношения звука

Многие родители начинают переживать, если ребенок вместо «р» говорит «л» или проглатывает данный звук. Но нужно помнить, что до трехлетнего возраста выговаривать сложную букву крохе трудно. Необходимо набраться терпения, заниматься с малышом.

Распространенные ошибки малыша при произношении «р»:

Фото 2

  • замена звука «р» на «л», «ы», «й»;
  • гортанное произношение буквы;
  • скомканное окончание звука;
  • выговаривание буквы с вибрацией.

Неправильное произношение «р» может быть вызвано такими причинами:

  • родители говорят сокращениями, проглатывают сложные звуки. Поскольку для ребенка нет хорошего примера произношения «р», он не может правильно выговаривать слова с данной буквой;
  • во время разговора кроха дышит прерывисто, а не ровно и плавною;
  • ребенок еще слишком маленький для того, чтобы правильно выговаривать букву «р»;
  • мышцы языка, губ и неба развиты недостаточно хорошо для произношения сложных звуков. Проблема решается укреплением мускулатуры органов речи, лица при помощи специальных упражнений. Чем лучше будут развиты мышцы, тем четче станет речь;
  • неправильное фонематическое восприятие. Услышанные слова малыш интерпретирует неверно. Это может показаться родителям забавным. Но, произнося неправильно из раза в раз слова, ребенок начинает искажать их все чаще и сильнее;
  • мама с папой редко общаются с малышом лицом к лицу. Кроха не видит движения губ при произношении буквы «р»;
  • малыш подражает тем людям, которые не могут выговаривать правильно слова с буквой «р»;
  • Фото 3короткая, неразвитая уздечка языка. Это ограничивает подвижность органа ротовой полости: ребенок не может дотянуться им до верхнего неба, чтобы воспроизвести звук. Данное состояние считается врожденным пороком. Развить уздечку можно при помощи специальных упражнений, речевой гимнастики. В тяжелых случаях ситуация исправляется лишь оперативным способом;
  • имеются нарушения функций коры головного мозга. Без помощи медиков в этом случае не обойтись;
  • в семье, в которой растет малыш, наблюдается неблагоприятная обстановка;
  • нарушенное дыхание. Когда во время разговора воздух из ротовой полости уходит в неправильном направлении, тогда звуки произносятся неверно. Часто дошкольники выговаривают букву «р» в нос. Причина может заключаться в слабой работоспособности легких, аденоидах, проблемах с сердцем и сосудами, рините.
Звук «р» дети осваивают позже остальных. Но, если же в 5-6 лет ребенок не может произносить правильно слова с такой буквой, тогда стоит обратиться к логопеду.

Как научить малыша правильно говорить букву?

Большинство родителей предпочитает обучать кроху правильному произношению звуков самостоятельно. Они обращаются за помощью к логопедам лишь в крайних случаях, когда домашние занятия в течение длительного времени не приносят желаемого результата. Вопрос, как научить ребенка выговаривать букву «Р» быстро, является актуальным для многих семей.

Фото 4Для решения проблемы стоит использовать такие методы:

Если домашние занятия не помогают, тогда стоит обратиться к логопеду.

Специалист осмотрит ребенка, проанализирует симптоматику и выявит причину развития проблемы. Логопед подберет для малыша индивидуальную схему коррекции нарушений речи. Может потребоваться консультация невропатолога, поскольку неправильное произношение звуков бывает связано с нарушением функций головного мозга (например, дислалией, дизартрией, брадилалией).

Техника постановки звука

Сегодня используются разные техники и приемы для правильной постановки звука у ребенка.

Способы постановки звука «р»:

  • метод №1. Это простая и старая техника. Реализуется в три приема. Сначала надо прижать язык к твердому небу. Далее выполнить глубокий вдох через нос. Затем сделать короткий выдох через рот, направляя при этом воздушную струю на язык, подключая голос. Данное упражнение вызывает вибрацию кончика языка;
  • метод №2. Заключается в постановке звука «р» при слабой воздушной струе. Подходит для детей с заиканием. Также это идеальная техника для ребят, у которых при произношении буквы «р» отсутствует воздушная струя требуемой мощности. Выполнять упражнение следует в полулежачем положении. Голова должна быть немного запрокинута назад. Также потребуется специальный шариковый зонд. Нужно поднять язык вверх к альвеолам и быстро произносить звук «д» или «ды». При помощи шарикового зонда под кончиком языка надо выполнять быстрые движения вправо-влево. Данная техника достаточно эффективная. Постановка звука происходит вдвое быстрее, чем в случае использования предыдущего метода;
  • способ №3. Является парадоксальным и неожиданным. Суть заключается в постановке звука на вдохе. Необходимо длительно произносить «ССССССС», а затем выполнить через рот короткий вдох, подняв и прижав язык к альвеолам. Если все сделано правильно, то ребенок произнесет звук «р»;
  • метод №4. Это техника постановки звука из межгубного положения языка. Необходимо языком (широким  его краем) коснуться верхней губы и начать дуть на кончик носа гудящим звуком «в». При этом указательным пальцем следует играть на нижней губе, вызывая вибрацию;
  • метод №5. Надо высунуть язык и на произнесении звука «а» выполнять скользящие движения вперед-назад.
Прежде чем предложить крохе выполнить то или иное упражнение, следует показать его на собственном примере.

Логопедические упражнения

Существуют различные упражнения для выговаривания буквы “Р” для детей. Рекомендуется выбрать несколько из них и выполнять регулярно.

Поможет ребенку освоить звук «р» такая гимнастика:

Фото 5

  • «грибок». Представить, что кончик языка – это шляпка гриба, а корень – это ножка. Следует улыбнуться и дотронуться языком до неба. Затем попытаться выгнуть его, не меняя при этом места положения крайней части языка. Если у ребенка не получается придать языку нужную позицию, тогда надо попросить его поцокать как лошадка. Во время этого орган принимает положение, идеально подходящее для выполнения упражнения «Грибок»;
  • «футбол». Закрыть рот и крепко сомкнуть губы. Кончиком языка с силой давить попеременно в щеки, будто катая мяч;
  • «вкусное варенье». Предложить крохе представить, что он ел лакомство и испачкал губы и теперь надо попытаться убрать остатки варенья без рук. Для этого надо высунуть язык и проводить им по губам, сначала по часовой, а затем против часовой стрелки;
  • «качели». Открыть рот и высунуть язык. Попеременно тянуться им к носу и подбородку;
  • «индюк». Концом языка водить по верхней губе вперед-назад, произнося при этом «БЛ-БЛ-БЛ».

Каждое из предложенных упражнений рекомендуется выполнять по 10-15 раз.

Зарядка для языка и дыхания

Чтобы научить ребенка произносить звук «р», нужно регулярно выполнять зарядку языка. Для этого рекомендовано упражнение “Лошадка”. Необходимо быстро и долго цокать языком. Также эффективна дыхательная гимнастика. Ниже в таблице приведен действенный комплекс.

Название упражнения Что потребуется для проведения занятий Как правильно выполнять упражнение
Задуй свечу Восковая или парафиновая свечка, спички. Необходимо зажечь свечу. Дуть на нее с разной силой, пытаясь потушить огонь или вызвать его дрожание. Менять расстояние между ребенком и свечей для усложнения упражнения.
Сдуй снежок Кусочек ватки. Положить на нос ребенку кусочек ватки. Язык высунуть и прикоснуться им к верхней губе. Начать дуть воздух, пытаясь убрать с носа ватку.
Веселые пузырьки Коктейльные трубочки, стаканы или чашки, красители разных цветов. Взять несколько стаканов. Заполнить их водой и добавить в каждый из них краситель разного оттенка. Опустить коктейльные трубочки в емкости и предложить ребенку дуть в них, пуская пузыри.
Рекомендуется не переходить к сложным упражнениям, пока ребенок не освоит более простые.

Советы логопедов по организации домашних уроков

По мнению многих логопедов, постановка звука «р», является достаточно сложной. Решать проблему плохого произношения буквы следует комплексно. Рекомендуется дополнять уроки логопедов домашними упражнениями. Иногда бывает достаточно занятий родителей с ребенком.

Преимущества домашних логопедических уроков:

  • родители проводят с ребенком больше времени;
  • кроха находится в привычной для него обстановке. Благодаря этому он не переживает, не боится и не стесняется. Тренировка проходит более продуктивно;
  • отсутствие необходимости посещать поликлинику, в которой работает логопед. Особенно это актуально при плохой погоде, сильной занятости родителей, а также когда повышен риск заражения вирусными заболеваниями.

Но важно уметь правильно организовать домашние уроки, специалисты дают следующие советы:

  • проводить занятия в игровой форме. Пытаться заинтересовать, замотивировать ребенка;
  • придерживаться систематичности в решении проблемы;
  • во время занятий включать приятную музыку;
  • не ругать кроху, если у него долго что-то не получается. При этом следует проявлять настойчивость в обучении;
  • не стоит заниматься с ребенком, если он заболел и плохо себя чувствует;
  • при общении с крохой родителям следует четко и правильно выговаривать слова. Не рекомендуется делать сокращений.

Видео по теме

Как научить ребенка выговаривать букву “р”:

Таким образом, неправильное произношение буквы «р» — актуальная проблема для многих дошкольников. Как правило, хорошо выговаривать данный звук дети начинают в 5-6 лет. Если к этому возрасту фонематическая проблема сохранилась, тогда стоит обратиться к логопеду.

Специалист выявит причину и подберет действенную схему коррекции. Многие упражнения, рекомендованные логопедом, можно выполнять в домашних условиях. Важно проводить занятия регулярно и правильно.


Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

два × 5 =