Эмоциональный и нестандартно мыслящий: об особенностях развития детей-левшей и причинах леворукости

Считается, что в силу наследственных особенностей, у правшей развитие левого полушария мозга преобладает над правым, и более активна права рука.

При обратных условиях, очевидно, что ребенок левша будет использовать левую руку как ведущую. Такую физиологическую особенность в основном считают врожденной, нежели приобретенной.

Причины леворукости

Многие задаются вопросом, почему ребенок левша у праворуких родителей. В большинстве случаев причина кроется в развитии мозга. Он состоит из 2 полушарий, каждое из которых управляет определенной стороной тела. Если доминирует левое полушарие, человек становится правшой. Если правое – левшой.

Левое (рационально-логическое) полушарие отвечает за логическое, абстрактное, аналитическое мышление. Оно последовательно обрабатывает информацию, перебирая все существующие варианты.

Правое (эмоциональное) полушарие отвечает за воображение, интуицию, образное мышление, эмоциональное и эстетическое восприятие. Оно обрабатывает информацию одномоментно и воспринимает образы целиком.

Специалисты выделяют следующие причины леворукости:

  • генетическая предрасположенность;
  • нарушения в работе левого полушария;
  • невозможность полноценно использовать правую руку из-за травмы или заболевания.

Неправильное функционирование левого полушария может быть вызвано неудовлетворительным состоянием здоровья матери (наличием вредных привычек, аутоиммунных патологий, хронических заболеваний почек и сердечно-сосудистой системы) и осложнениями во время беременности (гипоксия плода, фетоплацентарная недостаточность, конфликт по резус-фактору и др.).

Если оба родителя являются левшами, вероятность рождения леворукого ребенка составляет 46%, когда только 1 родитель – 17%.

Как узнать?

Многие родители задаются вопросом, как узнать, что ребенок левша. Определять ведущую руку лучше после 5 лет, когда укрепляются связи между телом и полушариями головного мозга.

В более раннем возрасте можно использовать следующие тесты:

  1. понаблюдать за тем, какую руку ребенок использует чаще (во время игр, еды, чистки зубов, коммуникаций с другими людьми);
  2. предложить малышу соединить пальцы в замок. Большой палец ведущей руки будет находиться сверху;
  3. попросить ребенка нарисовать круги 2 руками одновременно, изучить полученный результат. Ведущая рука проведет более четкую и ровную линию.

Диагностика леворукости в кабинете врача-невролога включает в себя следующие методы:

  1. клинический опрос. Доктор собирает анамнез, определяет состояние нервной системы, спрашивает родителей о поведении ребенка;
  2. наблюдение. Проследив за естественным поведением ребенка, специалист выявляет какая рука у него является ведущей;
  3. функциональные пробы. Школьники и дошкольники обследуются экспериментально. Доктор предлагает завязать шнурки, отрыть или закрыть бутылку, похлопать, поймать небольшой мяч.

Особенности развития леворуких малышей

У левшей хорошо развито творческое начало, но нестандартное мышление выделяет их из толпы сверстников.[ads-mob-1] [ads-pc-2]Чаще всего дети сталкиваются со следующими трудностями:

  • медленный темп чтения и письма;
  • неустойчивый почерк;
  • зеркальное написание цифр, букв, графических элементов;
  • замена схожих по форме фигур (овал – круг, квадрат – прямоугольник);
  • неправильное формирование зрительного образа цифр, букв (ребенок нарушает соотношение элементов, путает схожие по конфигурации цифры и буквы).

Трудности возникают, если нужно определить время по циферблату. Дети зеркально воспринимают одну или обе стрелки, совершают метрические ошибки (т. е. определяют время с разницей в несколько минут).

Левши более пессимистичны, т. к чаще испытывают негативные эмоции. В ходе исследований обнаружилось, что у них преобладают такие черты: эмоциональная несдержанность, боязливость, робость, совестливость, тревожность, чувственность, эстетическая впечатлительность.

Нужно ли переучивать ребенка?

Доктор Комаровский и другие врачи сходятся во мнении, что переучивать левшу нельзя, т. к. это может привести к развитию осложнений. Родители и учителя должны понимать: если рабочую руку можно изменить, то ведущее полушарие головного мозга – никогда.

Переучивание может привести к следующим последствиям:

  • нарушение ритма и темпа речи;
  • перемены в эмоциональном состоянии (вспыльчивость, раздражительность, капризность, боязливость);
  • вялость;
  • головные боли;
  • бессонница;
  • проблемы с пищеварением.
У переученных левшей часто развивается невроз, энурез, нервный тик и прочие расстройства.

Как научить левшу писать?

За написание букв и цифр отвечает левое полушарие, слаборазвитое у левшей. Поэтому ребенок может испытывать трудности во время обучения. Чтобы малыш не отставал от сверстников, работу с прописями лучше начинать в дошкольном возрасте. Научить ребенка красиво и аккуратно писать могут и родители.

Девочки и мальчики с ведущей левой рукой являются более чувствительными, не терпят жесткого регламента и строгого подчинения. Если есть возможность, не стоит отдавать ребенка в детский сад. Воспитывать левшу лучше самостоятельно или с помощью близких для него людей (бабушек, дедушек и т. д.).[ads-mob-2]

Важные рекомендации:

[ads-pc-3]
  1. родители должны следить за тем, чтобы постановка руки при письме была правильная (кисть с ручкой находилась под строкой). Ребенку не следует выворачивать кисть, т. к. в этом случае он перестанет видеть образец и будет смазывать написанное. Единственным недостатком правильного положения руки является наклон букв в левую сторону, что противоречит требованиям каллиграфии;
  2. при работе за столом, источник света должен находиться с правой стороны. Поза – стандартная: ноги согнуты в коленях под углом 90 градусов и стоят на полу, спина выпрямлена, плечо ведущей руки немного выдается вперед. Тетрадь нужно располагать так, чтобы верхний левый угол находился напротив груди, а верхний правый – лежал с наклоном вправо;
  3. при поступлении в школу следует предупредить учителя о леворукости ребенка. Школьника можно посадить слева от правши, чтобы дети не сталкивались локтями и не мешали друг другу. При этом доска должна находиться справа от ребенка.

Если левша не может запомнить, как пишется та или иная буква, нужно вложить его руку в свою и несколько раз повторить требуемое действие. Также записи можно обводить под копирку или с помощью трафарета.

Не стоит заставлять левшу писать безотрывно или с наклоном вправо. Задача родителей – правильно поставить руку и организовать рабочее место, чтобы ребенку было максимально комфортно.

Видео по теме

Об особенностях развития детей-левшей в видео:

При воспитании левши следует помнить о его ранимости и повышенной эмоциональности. Не нужно кричать на ребенка, если у него что-то не получается. Скорее всего, он начнет плакать, а обучение затянется на неопределенный срок.

Гораздо продуктивнее поддерживать малыша, помогать ему, отмечать любые (даже самые незначительные) успехи. Это сделает ребенка оптимистичным и уверенным в себе, поможет сформировать позитивное отношение к жизни.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.