Обучение ребенка счету: как быстро научить ребенка считать в уме?

Правильное интеллектуальное развитие малыша зависит не только от природных данных и усердности родителей, но и от прилежности самого ребенка.

Кроме того, многое определяется временем начала обучения и применяемыми методиками. Счет и чтение — основополагающие навыки, которые считаются одной из первых ступеней в процессе знакомства с науками.

Поэтому многие мамы и папы хотят знать, как научить ребенка считать в уме, и в каком возрасте это нужно делать.

Зачем учить устному счету?

Счет в уме — прекрасный вариант тренировки мозга. Те, кто регулярно «упражняется» таким образом, имеют более высокий уровень интеллектуального развития, а значит, легко и успешно усваивают практически любую информацию, подаваемую в школе.

Чем еще полезен устный счет для детей:

  • позволяет формировать более быстрые мыслительные реакции;
  • способствует развитию речевых функций;
  • улучшает память;
  • формирует нестандартное мышление;
  • повышает самооценку;
  • способствует развитию аналитических способностей мозга;
  • в любой ситуации облегчает поиск верного решения за счет способности «просчитывать» возможные результаты.
Счет в уме полезен для людей любого возраста. Доказано, что такие занятия способны на много лет «отодвинуть» угасание мозговых функций даже у пожилых!

В каком возрасте нужно учить ребенка считать в уме?

Специалисты утверждают, что занятия нужно начинать как можно раньше — с того возраста, когда ребенок научился говорить и стал проявлять интерес к счету. Обычно этот момент приходится на период с трех до пяти лет.

Важно не упустить периода, когда интерес к цифрам и счету появится, поскольку, если не заметить оптимальное время начала тренировок, чуть позже будет довольно сложно вовлечь кроху в процесс занятий.

Несколько правил, которые помогут родителя научить ребенка считать:

  • занятия должны быть систематическими, то есть, ежедневными;
  • подача материала — исключительно в игровой форме и при наличии желания упражняться у ребенка;
  • задачи должны быть посильными для малыша, а наращивание сложности — постепенным (когда ясно, что предыдущий этап освоен и закреплен);
  • если видимого интереса у ребенка нет, помогут игры. Одним не нравится считать кубики, зато они с удовольствием будут делать это, прыгая по ступенькам. Главное — найти то, что нравится конкретному малышу;
  • закрепление материала в повседневной жизни. На прогулке можно считать деревья, машины и прочее;
  • попутно полезно обучать ребенка таким понятиям, как «больше», «меньше» и «равно».

Также важно установить правильную продолжительность занятий. Для детей младшего возраста лучше упражняться 2-3 раза в день по 10 минут, чем один раз полчаса.[ads-mob-1]

Техники знакомства с цифрами

Существует огромное количество разнообразных методик, благодаря которым можно обучить ребенка цифрам. Выбрать правильную — непросто, поскольку часто приверженцы одной техники яро критикуют другие и наоборот.

Мы приведем самые распространенные варианты:

  1. подручные материалы. Это могут быть кубики, фломастеры, вагоны поезда, мягкие игрушки и прочее. Важно, чтобы ребенок мог соотнести конкретную цифру и число предметов. То есть, если на листе написано «3», рядом должно лежать 3 кубика, а еще лучше — построить из них башенку. Также можно взять небольшую коробочку, складывать в нее однотипные предметы и просить ребенка сказать, сколько их лежит внутри;
  2. цифры — на видных местах. Можно развесить магниты на холодильник или просто карточки в разных частях дома. Главное, чтобы рядом с цифрой было изображено количество предметов ей соответствующее;
  3. обучающие мультфильмы. В сети можно найти десятки видеоматериалов, в которых игрушечные герои учат мальчишек и девчонок, как выглядят цифры. Такие мультфильмы можно использовать иногда, например, для закрепления пройденного материала;
  4. пальцы рук. Легко научить ребенка цифрам, соотнося их с количеством пальцев. Однако, некоторые специалисты считают этот метод не слишком удачным, поскольку позже ребенок будет использовать его при обучении счету. А это мешает развитию мыслительных навыков (пальцы всегда рядом, думать не нужно, достаточно посчитать их);
  5. разучивание небольших дву- или четверостиший с названиями цифр — это улучшает запоминание (включается не только зрительная, но и слуховая память).

Специалисты рекомендуют не ограничивать фантазию детей — если малыш любит игры с пластилином или тестом, циферки можно и нужно лепить, если обожает возиться с красками, наглядные пособия можно рисовать вместе с мамой и т.д.

Складываем и вычитаем в уме

Когда цифры выучены, перед родителями встает следующая задача, а именно, как научить ребенка складывать и вычитать. В этой части также существует большое количество различных методик. Расскажем о нескольких популярных.[ads-mob-2]

Гномики в домике

[ads-pc-1]Подойдет для детей 4-5 лет. Для занятия нужна коробка или игрушечный домик (например, из кубиков). В него необходимо «сажать» гостей, а затем убирать их.

Пример: разместить в домике двух персонажей, это могут быть фигурки животных или просто кубики (первый вариант интереснее), а затем спросить у ребенка, сколько гостей пришло. Дальше прибавлять и убирать элементы в пределах первого десятка. Постепенно задачу можно усложнить, сделав домику крышу.

После подсчета ребенком, открывать спрятанное, чтобы обучаемый смог проверить себя.

Методика Зайцева

Оптимальна для детей 6-7 лет. Методика позволяет научиться складывать и вычитать в пределах 100 почти автоматически, причем в уме. Для работы с техникой необходимо приобрести специальный учебный материал, а также ознакомиться с рекомендациями автора. Суть методики заключается в демонстрации ребенку всего материала, который затем при постоянном просматривании систематизируется у него в виде специальных таблиц.

Разложение чисел на состав

Этот вариант те так прост, поскольку ребенку придется выучить несколько десятков различных комбинаций (только для первого десятка), зато дальше устный счет будет почти автоматическим.

Как использовать технику: брать любую цифру, например, 7. Обучаемый должен запомнить, что она «раскладывается» на 5 и 2, 4 и 3 и т.д. Для наглядности можно использовать любой подручный материал, например, брать 2 тарелочки и 7 зерен фасоли или цветных конфет, а затем «делить» их на 2 части.

В пределах первого десятка методику могут осваивать дошкольники, дети более старшего возраста способны изучить устный счет по представленной технике с цифрами от 10 до 20.[ads-mob-1]

Метод Глена Домана

Идеален для подготовки к школе, а также первоклассников. Вместо цифр на листе бумаге изображаются точки. По мнению автора техники, это позволяет детям заучивать принципы устного счета буквально за несколько занятий.

При выборе конкретной методики важно оценивать реакцию ребенка — если одна не вызывает интереса, стоит попробовать другую. Также поступать нужно, если приносившие раньше радость занятия вдруг наскучили.

Решаем правильно примеры в пределах 20

На этом этапе обучение несколько усложняется. Однако, если ребенок уже освоил простые математические действия в пределах от 1 до 10, особых трудностей обычно не возникает.

Сначала обучаемый должен выучить цифры от 11 до 20, а также познакомиться с таким понятием, как «десяток». Проще всего это делать при помощи кубиков, выкладывая их рядами. Пусть в одном будет 10 и во втором столько же.

Рассмотрим несколько популярных техник или как научить ребенка быстро считать в уме в пределах 20.

Обучение счету при помощи вычислительных приемов

На первых порах можно объяснить ребенку, что при сложении или вычитании цифры «перепрыгивают», например, «10+2» — было 10, лягушка перескочила через 2 кочки, попала на 12.[ads-mob-2] [ads-pc-4]Также нужно показать ребенку следующие приемы:

  • перестановка. То есть если задан пример: «2+16», то гораздо легче поменять цифры местами в уме, получив «16+2»;
  • просчет частями. Например: «8+6». 8 можно «разбить» на 4 и 4, тогда 4+6=10, а 10+4=14. Особенно этот прием помогает, когда нужно складывать и вычитать более сложные примеры, состоящие из двухзначных цифр;
  • поиск самого легкого варианта подсчета. Пример: «14+3-4». Гораздо проще сначала от 14 отнять 4, а потом уже к 10 прибавить 3.

Подсчет при помощи кубиков

Лучше осваивать в несколько последовательных этапов:

  1. задача: выстроить ряд из 10 элементов, затем добавлять по 2, 3 и т.д. кубика (поочередно). Это позволит закрепить цифры второго десятка и освоить самые простые примеры;
  2. также можно показать, как складывать десятки. Например, в 1-м ряду выложить 13 кубиков, а в другом — 14. Сначала нужно объяснить, что складываются десятки, получается 20, а затем 3+4=7, а все вместе будет: 20+7=27.

К вычитанию (можно использовать любую из техник) стоит переходить тогда, когда хорошо освоено сложение.

Видео по теме

Как научить ребенка быстро считать в уме:

Обучение счету в уме — задача не столь сложная, как кажется на первый взгляд. Систематичность занятий, умение родителей заинтересовать ребенка, а также природные способности малыша к обучению — залог успеха.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.